Большинством историков сегодня считается, что в русском классическом средневековье (XI-XIV века) рыцарских турниров не проводилось. Однако проблема во многом заключается в отечественной историографической традиции, считающей, что средневековые феодальные отношения на Руси были вовсе не такими, как на Западе.
Первым и последним, к несчастью, историком, указавшим на традиции русских витязей, полностью схожие с традициями западных рыцарей, был уникальный и добросовестный ученый Николай Павлович Павлов-Сильванский. К сожалению, он не дожил и до сорока лет, и не смог оставить свою историческую школу. Поэтому, хоть ни один из его исторических трудов не был научно опровергнут, современная историческая мысль продолжает опираться на позиции Карамзина, Ключевского, Соловьева об «особенном пути русского средневекового феодализма». Согласно которым, турниров витязей у нас, особенно после Батыева нашествия, быть не могло. А ведь есть масса летописных свидетельств, что «игрушки рыцарские» были и у нас вплоть до XIV-XV веков.
«Сразился с Воршем, пал с коня и вырази плечо».
Самым знаменитым рыцарским поединком домонгольской эпохи является описанный в Ипатьевской летописи и романе Алексея Югова турнир, устроенный сыном Михаила Черниговского, Ростиславом, под стенами осажденного им Ярославля-Галицкого. Князю Ростиславу помогали отряды польской и даже (по западным источникам) венгерской рыцарской конницы. Чтоб порадовать свою армию и устрашить осажденных, был устроен турнир, но русскому князю не повезло: он был сбит с коня предводителем поляков, а при падении выбил или сломал себе плечо. Это случилось, когда киевская и владимирская Русь уже была под Игом: в 1249 году.
Почти столетием ранее прошел менее известный рыцарский турнир в самом Киеве: временно захвативший его с «уграми и ляхами» князь Изяслав, соперник Долгорукова, на центральной «площади» города, на «дворе Ярославовом» демонстрировал, как венгерские рыцари «на скаку копьями играли». Событие датируется 1150 годом.
Так что, как и по остальной Европе, в XII-XIII веках на Руси достоверно зафиксированы случаи рыцарских турниров. Причем надо учесть, что еще больше их просто не попало в летописи: ведь «ответственная» за них Церковь (опять же, точно так, как и в Западной Европе) не могла одобрять подобных светских забав, и незначительные случаи княжеских «сомнительных» развлечений просто не вносились в летописи. Хотя известно, что внука Владимира Мономаха, князя Всеволода, новгородский летописец порицал за «игрушки военные с вельможами».
Так почему же турниры должны были обязательно исчезнуть?
«Уязвлен копьем смертельно на игрушке»
Они никуда и не исчезли, а продолжались вплоть до одного, ставшего особенно известным, рокового случая в 1390 году. Конечно, времена Ига не располагали к воинским забавам, но как еще могли тренироваться к конным сшибкам русские витязи? Тем более, что связи с Западом никуда не делись.
При князе Александре Михайловиче Тверском фаворитом значится «немчин» Дуск, а в Литве, особенно при дворах Кейстута и Ольгерда, позднее Витовта, западные рыцари были обычным явлением. И нет никаких причин считать, что турниров не проводилось: они просто не попадали в летописи, как события малозначительные. В отличие от «поединков на рати»: помимо классических «рыцарских» сшибок перед Куликовым побоищем (Пересвет, Ослябя) в летописи попал факт подобного же боя один на один между московским воеводой Родионом и бывшим дружинником Александра Невского Акинфом Великим, закончившийся гибелью последнего.
Но эти случаи попали в летописи в качестве убийств в бою (Родион еще и «вздел на копье» голову Акинфа). На «игрушках» же трагических случаев долго не случалось. Вплоть до турнира в Коломне.
Само это «игрище» никем не описано, летописец констатировал роковой исход: «кормилич княжий боярин Остей был уязвлён копьём на игрушке».
Благодаря родословным московского боярства можно сделать вывод, что речь идет о соратнике Донского, одном из воспитателей его сына Василия, Александре Остее, коломенском наместнике. Не удивительно, что трагедия удостоилась летописи! А ведь сам рыцарский турнир, вероятно, был знатным и вовсе не малолюдным: молодой князь Василий недавно женился на дочке Витовта Софье, с которой наверняка приехало на Москву множество литовского и даже польского (Витовт рассчитывал и на польский трон) рыцарства. А о том, как любили турниры эти паны, можно прочесть в романах Генрика Сенкевича.
Но после потери на такой «забаве» столь важного вельможи, наверняка, «воинские игрушки» стали пользоваться плохой славой не только у церковников. Да и времена рыцарства в условиях Руси и Степи постепенно проходили.
Ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен-канал «История» (https://zen.yandex.ru/history_world) и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.