Игрушки — книжные герои: Щелкунчик, Стойкий оловянный солдатик, кукла наследника Тутти, Буратино, игрушки из стихов Агнии Барто и те, о которых Джанни Родари сочинил «Путешествие Голубой Стрелы». А есть и другие — знаменитые и не очень. И не только в сказках.
Сергей и Татьяна Макеевы. Вечные друзья. Игрушки от А до Я
Татьяна Макеева — коллекционер игрушек. Сергей Макеев — писатель. Их книга — сборник «познавательных и занимательных рассказов о традиционных игрушках, распространённых преимущественно в Европе и Америке, а также в России».
«Вечные друзья» — это и самокат, и воздушные шары, и бумажный театр, и ёлочные игрушки, и паровозики, и кукольные домики, и даже действующие модели научных приборов.
В книге восемьдесят три статьи об игрушках — от А до Я. Каждая статья содержит описание игрушки, историю её появления и правила игры. Авторы рассказывают о вещах, почти не изменившихся с глубокой древности, и о тех, которые со временем постепенно трансформировались до неузнаваемости.
Здесь есть игрушки всем знакомые: барабан, кубики, мяч, прыгалки, солдатики... Есть по названиям вроде бы понятные, но как играть с этими предметами, мы, скорее всего, представляем плохо: вожжи, волчок, кнутик, обруч. А есть и такие, что поставят в тупик кого угодно: анаморфоз, зоотроп, серсо, «лестница Иакова». Вот, например, автоматоны, которые были уже у древних греков. Это куклы-автоматы, приводимые в движение хитроумным механизмом. В них не играют — они играют сами, удивляя и забавляя детей и взрослых. Потомки автоматонов — современные роботы.
Книга иллюстрирована цветными фотографиями игрушек из коллекции Татьяны Макеевой, а также гравюрами, модными картинками, открытками XIX—XX века. Воспроизведены даже патентные документы.
Приятно отметить, что статьи дополнены отрывками из рассказов, стихов и сказок, посвящённых игрушкам. Среди упоминаемых и цитируемых писателей Ю. Олеша, М. Пляцковский, А. Барто, С. Маршак, Э.Т.А. Гофман, К. Коллоди.
Геннадий Черкашин. Кукла
Рассказ Геннадия Черкашина впервые опубликовали в конце 1980-х годов. Он был посвящен теме, уже тогда, казалось бы, давней, но незабываемой — блокаде Ленинграда. Без преувеличения можно говорить о мастерстве: ведь писатель, избегая любых передержек, резкостей или чрезмерной патетики, сделал простую историю девочки и её куклы совершенно сегодняшней, остро и печально ощутимой.
История остаётся такой и сейчас. Не сопереживать героям невозможно: перед нами рассказ не только о подвиге, но и о неистребимой человеческой подлости, которая часто хуже и гаже любых испытаний.
Несомненная удача — выбор иллюстраторов. Никогда не изменяя собственному стилю, Трауготы удивительно чувствуют текст. Так и в этом случае: печальная гамма идеально совпадает с камерной, тонкой интонацией книги, вводит нас в город и жизнь, истерзанные войной, но в то же время немного нереальные, сказочные, словно окрашенные робким теплом детских мечтаний. И даже в самых тревожных рисунках светится надежда.
Джонни Груэлл. Тряпичная Энн
Старомодная и сентиментальная книга про неуклюжую самодельную куклу. Бесхитростную историю Джонни Груэлла превратили в мультфильм, сама же мешковатая, но по-своему очаровательная Энн претендует на роль некого символа. В чём же его смысл и секрет? В том, наверное, что подобно девочке Полианне (другой типично американской героине), Энн никогда не унывает, всегда остается счастливой, терпеливой и добродушной; нарисованная улыбка не сходит с её тряпичного лица. Иногда она улыбается столь широко, что на затылке буквально лопаются стежки. Но уже в следующей главе кукла привычно творит добро. Ещё одной важной идеей этого символа будет укоренённость Энн в традиции. Связь поколений очевидна, ведь с куклой играла еще бабушка героини.
Книга про Энн учит двум важным вещам. Во-первых, это уроки доброты, неизменно актуальные и универсальные для любых краёв и широт. Во-вторых, всё та же традиционность: главное очарование скрыто в самом факте переиздания старенькой книжки.
Дон Фриман. Плюшевый мишка
«Плюшевый мишка» Дона Фримана — классика детской литературы. Книжка стала знаменитой сразу после своего появления в 1968 году, а её главный герой — игрушечный медведь с лохматыми ушами и в зелёных полосатых штанишках — так полюбился детям, что продолжения его приключений издавались даже после смерти автора, а по мотивам снимался мультипликационный сериал. По версии «School Library Journal» это произведение Фримана входит в сотню лучших книжек-картинок ХХ века.
«Не легкомыслие нужно детям, но простота», — сказал как-то Дон Фриман. История «Плюшевого мишки» подтверждает этот тезис. Мишка живет в магазине игрушек и уже очень долго ждет, чтобы кто-нибудь его купил. Так долго, что даже штанишки поистрепались и пуговица оторвалась. Впрочем, вскоре он повстречает Лизу: милая маленькая девочка полюбит его с первого взгляда, и хотя забрать друга домой она сможет не сразу, всё закончится хорошо.
История так ладно скроена и так мастерски иллюстрирована, что становится и значимой, и завораживающей.
Витауте Жилинскайте. Путешествие на Тандадрику
Сказки пишутся не только для малышей, и «детские» персонажи не означают, что читателя ждёт занимательная история со счастливым концом. Герои Витауте Жилинскайте — сломанные игрушки, выброшенные на помойку. Случай, а не новогоднее чудо спасает их от сожжения вместе с остальным мусором. А дальше — самая что ни на есть настоящая жизнь и абсолютно взрослые вопросы, на которые плюшевые заяц и щенок, резиновая лягушка, заводной пингвин, пластмассовая кукла и пилот турбореактивного самолёта должны найти ответы. Иначе не выжить им в зимнем лесу, не уцелеть в опасном космическом путешествии, не найти Тандадрику — загадочную планету игрушек, где исполнятся их мечты, где они снова будут счастливы.
Книга вышла в серии, ориентированной на яркую современную иллюстрацию. Рисунки Игоря Олейникова хорошо передают атмосферу необычной сказки.
Дэвид Макки. Элмер и пропавший мишка
Элмера — слона в клеточку — британский иллюстратор Дэвид Макки придумал в 1968 году и после того, как к Элмеру пришла слава, создал её многочисленные (более двадцати) продолжения.
В истории «Элмер и пропавший мишка» необычайный слон отправляется в поисковую экспедицию: один из слонят в его стаде потерял своего плюшевого медвежонка и не может без него заснуть. Элмеру придется обойти все джунгли и поговорить со многими животными, прежде чем он отыщет игрушку. Помощь чёрно-белого кузена Уилбура будет очень кстати; без неё, пожалуй, Элмер не справился бы.