Найти тему
Психолог нового дня

Креативность: что отличает гения от бездарности

Оглавление

Часто мы сталкиваемся со следующей проблемой: нам нравится какой-нибудь фильм или какая-нибудь книга, но мы слышим, как знакомый называет это произведение отвратительным и скучным. Тогда любой задастся вопросом — как отличить хорошее произведение от плохого, в чём разница между ширпотребом и шедевром?

Уровни креативности

Конечно, при оценке художественного произведения нельзя быть полностью объективным. Всегда есть факторы, которые учесть просто невозможно, ведь искусство — очень эфемерная материя, её нельзя измерить в сантиметрах или граммах. Но психологи создали четыре уровня креативности, которые отражают не художественную ценность произведения, но могут отобразить его креативность. Эта концепция строится на определении креативности как новизны решения задачи. Тогда мы введём два понятия: новизна задачи и новизна решения. Под задачей имеется ввиду творческий вызов, под решением — произведение, на него отвечающее.

0. Полное отсутствие креативности

Этот уровень включает в себя те продукты творчества которые показывают, что такое отсутствие креативности: автор не генерирует никакой новой идеи. Используется старая задача и уже готовое старое решение. Полный ноль, чистая копирка, ниже некуда. Даже штампованные сериалы по отечественному ТВ идут уровнем выше. Этот уровень креативности может быть уместен только в задачах, креатива не требующих, например в задаче по математике, где требуется лишь взять готовый способ решения и воспользоваться им.

1. Компиляционный уровень

Здесь ситуация отличается. Берётся новая задача и старое решение. Авторы подобных продуктов творчества берут несколько уже существующих идей и "спрессовывают" их во что-то единое, стараясь создать нечто новое в их комбинации. Например, есть фильмы, собранные исключительно из клише. Эпизод из одного фильма, диалог из другого — получился продукт. Но, что удивительно, очень часто компиляционные произведения вызывают большой резонанс. Если вы послушаете популярную на сегодняшний день музыку, очень легко заметить, что композиции словно копируют друг друга, но при этом их слушают миллионы людей.

2. Проактивный уровень

Этот уровень уже гораздо ценнее. Автор берёт старую задачу и находит новое решение. Подобных произведений не так много. Дать давно мёртвому жанру новое дыхание, найти гениальное в бездарном, увидеть красоту в мусорном баке — это и есть проактивный уровень. С первого взгляда кажется, что произведение ничем не выделяется, но при близком рассмотрении оказывается, что это нечто прекрасное.

3. Инсайтно-креативный уровень

Обычно про произведения этого уровня можно услышать слова вроде: прорыв, шедевр, чудо и так далее. Авторов таких произведений озаряет. Они вдруг видят новую задачу, новый творческий вызов, новый жанр и становятся его создателями, находя новое по праву первенства решение в виде своего произведения. Подобные произведения трансформируют культуру, производят революцию. Супрематистские полотна Малевича, перевернувшие живопись, здания в стиле Ар-нуво, появившиеся в конце 19 века, художественный фильм "Гражданин Кейн", вышедший в 1941 году — всё это произведения высшего уровня креативности.

Если вам понравилась статья, поставьте лайк и подпишитесь, это помогает мне выпускать больше интересных материалов!