Человеческий голос — инструмент, на котором мы все играем. Возможно, самый мощный звук в мире. Единственный, который может спровоцировать войну или сказать «Я люблю тебя». И всё же у многих есть такой опыт: они говорят, а их не слушают. Почему так? Как обрести такую силу речи, чтобы изменить мир? Моё предложение: есть целый ряд привычек, от которых нам следует избавиться.
Здесь для вашего внимания я собрал 7 смертных грехов общения. Я не утверждаю, что этот список исчерпывающий, но эти семь пунктов, думаю, — довольно распространённые привычки, которые у нас всех есть.
Первое — сплетни. Перемывать косточки тому, кого нет рядом. Не очень-то хорошая привычка, и всем хорошо известно, что тот, кто сплетничает при нас, через 5 минут будет сплетничать о нас. Второе — осуждение. Мы знакомы с теми, кто склонен к этому в беседе, и довольно-таки сложно слушать кого-то, зная, что вас осуждают и хотят это делать. Третье — негативность. Ей очень легко поддаться. Моя мама последние годы жизни стала очень-очень негативной, её было трудно выслушивать. Помню как-то я сказал ей: «Сегодня первое октября». А она ответила: «Знаю, не ужасно ли это?» Трудно слушать, когда кто-то настолько негативен. Ещё одна форма негативности — нытьё. Это национальное искусство Великобритании. Наш национальный спорт. Мы недовольны погодой, спортивными достижениями, политикой — всем. А ведь нытьё — вирусное бедствие. Оно не распространяет в мире свет и лучики. Оправдания. Все мы сталкивались с этим, да и сами искали себе оправдания. Некоторые как будто оснащены катапультой обвинений. Они перекидывают вину на кого угодно и не хотят нести ответственность за свои действия. Опять же, трудно воспринимать кого-то с таким поведением. Предпоследнее, шестое из семи, — приукрашивание, преувеличение. Оно на самом деле порой обедняет нашу лексику. Например, если я вижу что-то поистине классное, как я это назову? И потом, конечно, это преувеличение становится ложью, абсолютным враньём, а тех, кто врёт, нет желания слушать. И, наконец, догматизм — смешение фактов и мнений. Когда эти вещи перемешиваются, как будто слушаешь впустую. Понимаешь, что тебя засыпают чужими мнениями, как будто они и есть истина. Трудно такое слушать.
Вот они, семь смертных грехов общения. Я считаю, что нам нужно избегать их. Но есть ли конструктивный способ разобраться с этим? Да, есть. Я бы хотел предложить 4 мощных краеугольных камня, основы, на которые мы можем опереться, если хотим, чтобы наша речь была сильной и могла изменить мир.
«Восторженное приветствие», именно так, думаю, будут восприняты наши слова, если мы выполним эти 4 пункта. Первое — искренность, то есть быть правдивым, прямолинейным и понятным. Второе — аутентичность. Просто быть собой. Моя знакомая описала это как воплощение собственной истины, что я нахожу интересным пояснением. Третье — честность. Держать слово, делать именно то, что сказал, быть тем, кому можно доверять. И последнее — любовь. Имеется в виду не романтическая любовь, а пожелание людям хорошего по двум причинам. Во-первых, я считаю, что абсолютная честность не совсем то, что нам нужно. Например: «О Боже, ты отвратительно выглядишь сегодня утром». Пожалуй, такое необязательно. Но уравновешенная любовью честность — вещь превосходная. Если по-настоящему желать людям добра, то очень трудно в то же время осуждать их. Не уверен, что в принципе можно одновременно делать и то, и другое.
Итак, у вас есть замечательный набор инструментов. И тем не менее, этот набор используют очень немногие. Теперь давайте покопаемся и вытащим парочку инструментов, которыми вы, возможно, захотите воспользоваться, и которые помогут усилить мощь вашей речи.
Регистр, например, фальцет, пожалуй, в большинстве случаев не требуется, так что подберём регистр пониже. Не буду вдаваться в технические подробности для тех, кто работает консультантами по сценической речи. Однако голос можно перемещать. Если хочется придать вес словам, необходимо спуститься в грудную клетку. Мы голосуем за политиков с низкими голосами, это правда. Ведь для нас глубина голоса ассоциируется с властью и авторитетом. Это о регистре.
Затем тембр — то, как ваш голос ощущается. Опять же, исследования показали, что мы предпочитаем богатые, мягкие, тёплые как горячий шоколад голоса. Если ваш голос не таков, это ещё не конец света, ведь его можно натренировать. Позанимайтесь со специалистом по сценической речи. Невероятные вещи можно вытворять с дыханием, осанкой и упражнениями по улучшению тембра голоса.
Далее просодия. Это совокупность ударения, тона, интонации, это мета-язык, используемый нами для передачи значения. Это первое, что придаёт смысл беседе. Тех, кто говорит на одной ноте, весьма сложно слушать, ведь у них нет отсутствуют элементы просодии. Вот как появились слова «монотонный» и «монотонно». Сейчас популярна повторяющаяся просодия, при которой каждое предложение заканчивается на вопросительной ноте, даже если это не вопрос, а утверждение. И если повторять такое без конца, это ограничивает способность коммуникации через интонацию, что досадно, на мой взгляд. Потому попробуем пресечь эту привычку.
Темп. Я могу быть очень-очень взволнован, говорить быстро-быстро, или же я могу замедлить темп, дабы выделить что-то.
И наконец наш старый друг — тишина. Нет ничего плохого в небольшой тишине в разговоре, не так ли? Не стоит заполнять её паразитами вроде «э-э-э» и «хм-м-м». Тишина может быть очень сильной.
За руку с темпом идёт высота голоса. Возбуждение можно передать только с её помощью.
И конечно, всё это становится наиболее значимым, когда вам необходимо сказать что-то важное. Может, когда вы вот так стоите на сцене, выступая с речью перед аудиторией. Или когда делаете предложение руки и сердца, просите о повышении, произносите свадебный тост. Что бы это ни было, если это важно, вы обязаны заглянуть в набор инструментов и в двигатель, который будет работать. Помните: ни один двигатель не работает хорошо без предварительного прогрева. Разогрейте свой голос.
Теперь же позвольте мне закончить, вложив идею в контекст. Вот как обстоят дела: мы не очень-то хорошо изъясняемся, нас обычно особо не слушают в шумной обстановке с плохой акустикой. Каким был бы мир, если бы мы чётко говорили с людьми, слушающими осознанно в обстановке, служащей цели? Или если немного расширить: каким был бы мир, если бы мы осознанно выдавали звуки и осознанно же их потребляли, и проектировали обстановку специально для хорошего звучания? Это был бы мир, звучащий поистине прекрасно, мир, в котором понимание было бы нормой. Вот моя идея, достойная распространения.
Спасибо за внимание.