1. «У меня нет рта, но я должен кричать». Харлан Эллисон. Компьютер свихнулся и уничтожил все человечество. Оставшихся в живых пятерых людей: четырех мужчин и одну женщину он подвергает самым изощренным пыткам и мутациям, стремясь разрушить то, чего ему не дано иметь – их душу. Так, целомудренную женщину превращает в нимфоманку, убежденного пацифиста в злого садиста. Параноидальное произведение, способное изменить восприятие читателя.
2. «Я вижу – человек сидит на стуле, и стул кусает его за ногу». Роберт Шекли и Харлан Эллисон. Рассказ нетипичный для Шекли, но весьма характерный для творчества Эллисона (взять хотя бы название). Основной ресурс мира прошедшего через ядерное пекло Третьей мировой войны – мутировавший планктон, получивший из-за своей консистенции название г…но. За сбор сей субстанции прекрасно платят, платят настолько хорошо, что даже блестящий выпускник мультиуниверситета отправляется на промысел, предпочтя его своей основной специальности. Но есть одна проблема – болезнь Эштона ею болеют только сборщики планктона. И как вы догадываетесь нашему герою не повезло подхватить эту заразу меняющую восприятие больным неодушевленных предметов.
3. «Войны с реальностью». Василий Мидянин. Художник находится в состоянии белой горячки вызванной хроническим алкоголизмом, но при этом не бросает творчество, и продолжает рисовать. Основная особенность рассказа это полное слияние реального и галлюциногенного миров. За мишурой трансцендентности кроются реальные проблемы творца в современном обществе. Другой особенностью рассказа является удивительно легкий язык, которым он написан.
4. «Из темноты». Андрей Лазарчук. Очень страшный, гнетущий рассказ. Страх темноты родом из детства никуда не уходит он лишь зарывается поглубже внутри человека, чтобы выглядывать в нужные ему минуты. Из темноты прорываются чудовища, страх темноты парализует тело и распаляет больной мозг, хотя возможно чудовища им рожденные вовсе не воображаемые.
5. «Лунное дерево». Джерри Оушен. Старый хиппи и молодая студентка, объединяются в борьбе за экологию, мир во всем мире и любовь. Цитата: «Наверное, дело в кислоте, которой я злоупотребил тогда, в шестьдесят восьмом. Я был тогда юнцом и страсть как хотел чего-нибудь новенького. А после этого стал видеть ауру вокруг каждого пня. Со временем это как будто прошло, но я все равно замечаю иногда необычные явления. Например, в полнолуние аура заставляет людей влюбляться. А может, наоборот: у людей, влюбляющихся под луной, появляется аура… Не знаю, так и не разобрался.».