Ушел из жизни Жорес Алферов. Телеканал «Санкт-Петербург» собрал несколько цитат лауреата Нобелевской премии.
О жизни
«Я бы сказал, важно оставаться оптимистами по моей старой формуле: Россия – страна оптимистов, потому что пессимисты все уехали».
«Жизнь – замечательная вещь, но вот последний год или два у меня почти все время настроение далеко не лучшее. Я просто очень беспокоюсь за будущее своей страны, моих детей и внуков. Мы так много потеряли за эти годы, а то, что сегодня происходит, это близко к некой катастрофе. То, что сегодня могут говорить люди о возможной ядерной войне, как вообще мысли такие можно допускать? Любое употребление в нынешних условиях ядерного оружия – это конец».
О Нобелевской премии
«Награда, которую я получил, была, безусловно, приятная. Исполнилось ровно 15 лет с тех пор, как шведский король вручил мне диплом и золотую медаль лауреата Нобелевской премии. Вот я считаю, что Владимир Владимирович этот юбилей отметил очень красиво для меня».
О науке и прогрессе
«Солнечная энергетика для меня - важнейшая научно-техническая задача будущего. Сегодня можно говорить о том, что этот метод становится экономически целесообразным. Министр энергетики Саудовской Аравии, как мне сказали, недавно сказал такую фразу: «Каменный век кончился не потому, что наступил дефицит камня, нефтяной век кончится не потому, что наступит дефицит нефти». Из этой фразы можно делать простой и чрезвычайно важный вывод - смена цивилизаций и будущее цивилизаций определяется новыми технологиями на основе новых научно-технических исследований и разработок. Мы должны быть, об этом говорил и президент Путин, на уровне самых передовых технологий мировых и превосходить их. Сегодня на ученом совете университета я рассказывал о наиболее крупных и важных результатах, которые мы, в том числе, докладываем и президенту страны. Я был горд за своих молодых ученых, которые получили блестящие результаты, в том числе на уровне самых передовых мировых достижений».
«Вы можете по-разному относиться к советской власти, к социалистическим идеям, но развал Советского Союза есть удар под корень по экономике, по жизни, по всему абсолютно. Я часто говорю, что если бы Соединенные Штаты Америки, представьте, разделили бы на 15 независимых государств: какая была бы катастрофа для США. Они превратились бы в ничто. Поэтому я говорю, единственный мирный способ возрождения страны — возрождение высокотехнологичных отраслей экономики и, следовательно, востребованность науки, научно-исследовательских разработок. Научно-технический прогресс всегда имеет отрицательные стороны. Атомная бомба и водородная бомба – это, безусловно, научно-технический прогресс. С точки зрения науки водородная бомба - это потрясающая вещь, это единственный случай, когда мы зажгли солнце на земле. На микросекунды, когда взрывается бомба, мы зажгли звезду на земле. А что она принесла людям?»
О реформе Академии наук
«Самое большое поражение, которое мы переживаем все время, - это непродуманная реформа Академии наук, которая превратила ее в клуб именитых ученых и лишила на самом деле нормального развития институтов Академии наук, которыми мы всегда гордились. Зарубежные ученые признавали нашу науку, прежде всего, благодаря этим институтам».