Тара (Спасительница) родилась из слезы бодхисаттвы Авалокитешвары, когда он оплакивал страдания мира. Из слезы пророс лотос, из которого и родилась богиня Тара, ставшая позднее женой Авалокитешвары.
Всего существует 21 форма Тары, из которых Белая Тара символизирует чистоту и мудрость. Белая Тара – божество медитации в практиках долгой жизни и ее принято изображать с распустившимся цветком лотоса в руке, сидящую на лотосовом троне в позе лотоса и короной на голове. У нее семь глаз: два обычных, глаз мудрости во лбу, по одному глазу на ладонях и в центре ступней. Эти семь глаз позволяют ей видеть всех живых существ с проницательной мудростью и состраданием.
Для буддистов России традиционно Белая Тара олицетворяет руководство страны. В 1764 году Екатерина II признала за бурятскими ламами первенство в российском буддизме. А в 1766 году за это признание и благожелательность к буддизму в целом - бурятские ламы объявили императрицу воплощением Белой Тары на земле. После этого все хамбо-ламы России (титул главы буддистов) приносили специальную присягу на верность «Белому царю», а при личной встрече с императорами простирались перед ними.
Такая традиция почитания правителей России как воплощение Белой Тары продолжалась до 1917 года и прекратилась после революции. В новейшей истории об этом заговорили в 2008 году, когда хамбо Лама Дамба Аюшеев, глава Буддийской традиционной сангхи России предложил восстановить эту практику.
В 2009 году, когда президент России Дмитрий Медведев посетил Иволгинский дацан, ему было предложено восстановить эту традицию и провести обряд простирания, во время исполнения которого президент РФ сидел бы на троне «Белого царя», а ламы простирались бы перед ним на земле. От самого обряда президент Медведев отказался, но сказал, что к такому решению лам и этой традиции относится с уважением.
В одном интервью в 2013 году, когда главу российских буддистов хамбо-ламу Дамба Аюшеева спросили про его отношение к президенту Путину, он сказал следующее: «<...> он является для меня Белой Тарой <...>».
Можем ли мы отнести этот обряд в российском буддизме к сильному элементу гражданской религии и признать то, что в России гражданская религия существует - вопрос дискутируемый и ответ зависит от того, как мы относимся в целом к самому концепту "гражданская религия", есть ли вообще гражданская религия и если есть, то религия ли это.
Вместе с тем мы не можем не видеть того, что сами буддисты России (традиционной религии России) сакрализуют и само государство, и его руководителей, считая их воплощением и носителями качеств Белой Тары.
Лайк и подписка на канал приветствуются
Вступить в Центр визуальной антропологии и визуальных медиа
Из ранее опубликованного
Гражданская религия в России: ведьмы и неошаманы
Жертвенные животные в шаманизме. Обряд «Жэн тэнгэри яба»
Язычники Исландии. Рост последователей Асатру более чем в 4 раза
История о том, как педагог Елена Рубинштейн стала раввином