В четверг в Москве прошло занятие Душевного пения. Мы Рассматривали как можно раскрывать свою душевность в пении народных песен.
Получилось попеть именно очищающе. Это важно, когда ты можешь через песню очиститься и облегчить себе душу. Прибывают душевные силы, становится и радостнее жить. Через Душевное пение возможно работать со своими душевными способностями.
Мы начали с довольно печальных в современном понимании песен «Степь да степь кругом» и «Лучина». Вначалене простопогружаться в понимание и проживание песни. В современном мире мы уже привыкли скользить по поверхности, стараемся не допускать в себе глубоких переживаний. Но, в итоге, они накапливаются и мучают подспудно, постепенно становится жить не так радостно и легко. Порою же эти глубокие переживания переходят в стресс и депрессию.
Зачем пелись песни печальные, песни о смерти? В народной культуре люди относились к смерти как к переходу. Это была дверь, которая открывалось в другой мир. К этому переходу готовили свою душу, отпускали долги, отпускали то что может на душу давить. Для воинов готовность к смерти было естественным состоянием. Если воин не боится, значит в сражении он будет в ясном состоянии разума, будет живой и быстрый. Поэтому песни о смерти бились как некий оберег, как возможность очищения от того что мешает быть в разуме.
Песни о смерти нужны и для того, чтобы очиститься от боли, сожалений, жалости к себе, которые остаются после расставания с близкими людьми. Если в человеке есть такое содержание, то это мешает ему жить дальше. В народе так же считали, что если человек не отпускает ушедшего, все время находится в переживании утраты, то он держит его душу, не дает ей уйти. Поэтому в традиционной культуре и делались поминки, на которых люди очищались от болезненных, удерживающих воспоминаний. Были обряды в которых люди могли общаться со своими предками, попросить прощения, сказать что не успел сказать при жизни.
Приведу цитату из главы "Плачи и причитания", книга А.А.Шевцова "Кресение":
"Последний переход был очень важен для людей прошлого. Это поразительная вещь: наука отобрала у нас веру в душу, отобрала надежду на жизнь после смерти, и при этом мы не стали относиться к смерти с большим почтением, чем люди прошлого. Очевидно, мы просто стараемся о ней не думать, отводим себе глаза и надеемся, что она подкрадется незаметно, из-за чего жизнь оборвется в расцвете. А смерти как бы и не будет...
Народ относился к смерти как к важнейшему событию жизни. Собственно говоря, таких переходов было всего три: рождение, свадьба и смерть. К смерти готовились заранее и, как ни странно, убивались по поводу уходящих гораздо больше, чем мы сейчас. Даже зная, что ушедший будет жив душой и сможет тебя навещать время от времени, провожали своих близких не просто горюя, а убиваясь и заливаясь слезами.
... самое малое, что я могу предположить, слезы и причитания нужны для поддержания связи между мирами. А поскольку путь этот проделывает душа, значит, они должны облегчать путь и жизнь души вне тела. По крайней мере, на народный взгляд.
Но если слезы и причитания облегчают жизнь души вне тела, не могут ли они делать этого и пока она в теле?
Ответ, я думаю, очевиден. Вы все знаете, что слезы облегчают душевную тяжесть. И даже если это не работает лично с вами, вы все равно это знаете и посоветуете тому, кому это поможет, поплакать."
В народной культуре были самые разные песни, направленные на проявление и отпускание внутренней душевной боли. Когда мы пели эти песни, появлялось ощущение, что происходит наполнение и промывание силой, хотелось дышать полной грудью.
Когда мы выпели эти непростые слои своих чувств, перешли на другие песни. В которых возможно проявление того, что накопилось в семейных отношениях: «Что ты жинка губы жмешь». Затем, пели «Лебядин» - свадебную песню.
Конечно, обсуждали и делились своими открытиями.
В современном мире люди все чаще гоняются за какими-то новыми знаниями, надеясь, что прочитают или услышат что-то новое – и это будет тем, что принесет некое прозрение, просветление. Но, как я понимаю сейчас, знания имеют силу и значение только тогда, когда ты пропускаешь их через свое проживание, наполняешь их своими уроками и пониманием. А для этого нужна внутренняя работа.
В душевном пении возможно именно проживание того, о чем поется. Чем глубже образы – тем плотнее проживание.
Подробнее о Душевном пении вы можете прочитать на портале РуШкола.
А так же в книге "Душевное пение. Основные понятия и упражнения для освоения. Учебное пособие" , составленном мною и изданном по материалам А.Шевцова в Издательстве "Роща".
Марина Смирнова