Продолжая начатое, определю основные требования, которые, на мой взгляд, нужны на моей работе. Итак, воспитатель (или его помощник) в детском саду должны:
1. ОЧЕНЬ любить детей, причем вне зависимости от любого отношения с их родителями.
2. Уметь преодолевать ОЧЕНЬ часто возникающее чувство блезгливости.
3. Быть ОЧЕНЬ стрессоустойчивой.
Вроде бы все ясно и не кажется трудным в исполнении. Все дело в подчеркнуто обозначенном "ОЧЕНЬ". Отсутствие его в личном списке не единожды приводило к увольнению молодых специалистов из нашего учреждения. Но говорить, что эти качества есть в наборе каждого работающего у нас педагога было бы чрезмерным преувеличением. В чем тут загвоздка..? Дело в том, что по моему глубокому убеждению, в младших группах (это их касается в превосходной степени) могут работать или люди чрезвычайно влюбленные в детей или их абсолютно ненавидящие - им удается отстраниться от всего с ними связанного. Вот поэтому и не получается каких-то промежуточных степеней! Про себя скажу, что я не смогла бы работать в детском саду, если бы там не было малышей: слишком много минусов...
Хотя я работаю с очень маленькими детьми (максимальный возраст к выпуску 3 года), не могу сказать, что они представляют из себя безформенный пластилин. Уже имеется характер, часто представляющейся взрослым обычными капризами, зачатки системы оценки поведения себя и окружающих. И вот тут важно не оказаться на месте родителей (родителя) в общении с ребенком! Надо избегать любого насилия (не только физического - об этом и речи не идет), но быть в общении всегда на голову выше почти любого известного ему взрослого. Фантастика, скажите вы?! Вы абсолютно правы! Это удается очень редкому педагогу: ну-у-у..., без ложной скромности мне, например... И вот приходит молодая выпускница педучилища в наш детский садик. Пусть и без красного диплома, но все же... - думает, что это ее призвание, в общем. В училище ей понапихали в голову много из того, что и в жизни не бывает - ведь, многие пихатели там детей только на картинках видели... А тут..., ну вот они - самые настоящие, орущие... Требуют внимания, их много и... главное: ничего пока не получается! А в школе юных педагогов ничего про "не получается" не преподавали! Говорили: сделаешь так и будет вот так! А "вот так" получается совсем никак! Перетерпеть это можно только имея огоромную любовь к детям. А кого сейчас, в основном, любит наша молодежь? Правильно - себя! И поэтому она валит спустя 2-3 месяца в сторону выхода из детского сада, не в силах вынести разрыв между идеалистическим представлением мира в отдельно взятым ДОУ и реальным положением на рабочем месте. Идут в места попроще: детские комнаты фитнес-центров и ТРК - это в лучшем случае. Возможно, в старшие группы частных садов, где нагрузка может быть несколько меньшей... А в нашем ДОУ с самыми маленькими детьми продолжают работать старые (иногда в прямом и переносном смысле) и закаленные кадры, которых я бы и на пушечный выстрел к детям не подпустила бы. Но... Других то нет...
Я не буду сейчас говорить о взаимосвязи отношений воспитателя с детьми через отношения с его родителями. "Родительскую тему" хочется выделить в отдельный, большой и больной материал, а сейчас перейдем к брезгливости - тоже в следующей части нашего общения.
Не пропускайте, подписывайтесь, держите за меня кулачок пальцем вверх.