Найти в Дзене

Как приучать ребенка к труду, чтобы потом не перевоспитывать бездельника

Оглавление

Ваш малыш здоров, прекрасно развивается, и его счастливое детство проходит в беспечном времяпрепровождении, в играх и развлечениях. И это прекрасно. Однако не забывайте, что именно в детстве формируется такое важное качество, как трудолюбие. И оттого, как в семье относятся к труду, какие обязанности выполняет ребенок, как оценивается его помощь, напрямую зависят его будущие успехи или неудачи. Кстати, и ваша далекая старость окажется связанной с тем, сумеете ли вы вырастить заботливого и умелого помощника.

Трудятся все

Для ребенка важно осознавать, что обязанности по дому есть у всех, что к нему относятся как к равному. В этом случае к делу он будет подходить более ответственно. Чем нужнее результат труда, тем больше его воспитательное воздействие. Чаще подчеркивайте значимость действий каждого на благо семьи: похвалите папу за починенный кран, бабушку - за вкусный ужин, а малыша - за красиво накрытый стол. Так вы не только поднимите всем настроение, но и дадите ребенку возможность гордиться собой.

С интересом

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в него элементы игры. Для него вы - кладезь выдумки и неисчерпаемой мудрости, из которого он может черпать всю жизнь. После того, как ребенок приучится прилагать определенные трудовые усилия в интересном для него виде труда, он легко может справиться и с неинтересными делами. Роль сознания в нем повышается с каждым годом.

С удовольствием

Чтобы какое-то правило, убеждение, ощущение закрепилось в ребенке, нужно, чтобы он почувствовал ваше настроение, а не только понял вашу мысль. Малыш должен видеть, что вам приятно готовить обед, мыть посуду, убирать в доме, поливать цветы и т.д. Только тогда ему захочется это сделать самому. Если же он услышит, что это "надо" и увидит, что вам это делать не хочется, никакими усилиями его к труду не приучишь. Есть люди, которые все делают с удовольствием, а есть - с отвращением, так же будут реагировать на труд и их дети.

С хорошими результатами

Нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Не стоит предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу. Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Постепенно надо приучать его делать все хорошо и правильно, качество труда - четкий показатель культуры. Если ребенок привыкнет делать работу кое-как, он так же будет работать и в старшем возрасте, а возможно, и всю жизнь.

Без принуждения

Если вы разговариваете с ребенком только в повелительном наклонении, то он невольно привыкает к роли подчиненного. Инициативы от него ждать не придется. Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал. Когда отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей. Работа по принуждению принесет немного пользы, зато может вызвать стойкое отвращение к любому труду. Еще худший вариант, когда к труду приучают физической силой.

С приятными воспоминаниями

Для воспитания ценных человеческих качеств, в том числе трудолюбия, ранний положительный опыт самого ребёнка имеет чрезвычайно важное значение. Чаще вспоминайте то хорошее и полезное, что делал малыш в раннем детстве. Все дети любят слушать о том времени, когда они были совсем маленькими. Иногда девочка просит: «Мамочка, расскажи, пожалуйста, ещё раз, как я была маленькая и помогала тебе стирать бельё». Её глаза загораются огоньками радости в предвкушении смешного рассказа о том забавном, но добром, что она делала в два года. Не отказывайте ребенку в подобной просьбе. «Ты был нам хорошим помощником, когда был совсем маленьким», - начинает рассказ мудрый отец в другой семье, незаметно и ненавязчиво закрепляя в сознании сына необходимость трудиться и помогать взрослым. Обязательно вспоминайте добрые дела ребенка в присутствии гостей или его друзей.

Залог будущего успеха

Не откладывайте воспитание трудолюбия вашего малыша на «потом». В труде развиваются многие качества, необходимые для дальнейшего становления личности ребенка: любознательность, инициативность, коммуникабельность, творческое воображение и т.д.

Ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются лишь в дошкольные годы. Если вы не сформируете эти качества в ребенка на данном возрастном этапе, то у него обязательно возникнут сложности в учебе и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

Нельзя думать, что малыш, не участвуя в общем, семейном труде, подрастет и вдруг превратится в чуткого, ответственного и трудолюбивого ребенка. Он не будет проявлять инициативу и даже по настоятельной просьбе не станет помогать вам. Для него это слишком большая психологическая нагрузка, и он не готов к преодолению трудностей, не приучен к этому. Обижаться в этом случае вам нужно на себя. И если вы захотите изменить ситуацию, то вам придется приложить максимум усилий для перевоспитания бездельника. А не лучше ли воспитывать привычку к труду с первых лет жизни малыша?

Татьяна Порецких