(The Last Days on Mars, 2013, Великобритания)
Хорошо, когда у вас есть желание снимать космическую фантастику, мастерство создавать великолепный антураж и семь миллионов фунтов стерлингов на то и другое. Плохо, когда из всех предложенных сценариев вы почему-то выбираете самый трешевый, да ещё нанимаете режиссёра-дебютанта. Который окончательно запарывает вам и без того глупую историю криворукими съемками и монтажом.
Именно это и случилось с "Последними днями на Марсе". Будучи снятым на той же колоритной натуре, что и "Марсианин" Ридли Скотта, фильм Рори Робинсона тоже выдает нам потрясающую картинку... и на этом всё. Потому что когда его сюжет начинает активно развиваться и дело доходит до боевых сцен, тут-то вся неопытность Робинсона и прёт наружу, будто та каша из волшебного сказочного горшочка. Экшен в его исполнении - это сумбурная возня с падением на пол человеческих тел, драматургия в понятии Рори допускает уход персонажей из сюжета тупо "по-английски", а странные флэшбэки, мучающие главного героя Винсента, так и не получат никакого объяснения. Что именно ему мерещится и по какой причине? Да хрен его знает - сами догадайтесь, если вам оно нужно.
Чтобы описать здешний сценарный ахтунг, хватит и одного предложения. Представьте себе более дешевую вариацию фильма "Марсианин", где есть не один, а восемь героев, которые вскоре начинают один за другим превращаться... в зомби! С какой вдруг радости? Ну, я бы мог дать вам три попытки отгадать тому причину, но, уверен, вы угадаете с первой же. Потому что причина эта самая банальная из всех: астронавты заразились неизвестной бактерией, которую обнаружили в ходе своих исследований марсианской поверхности. После чего всё научное, доброе, вечное в картине мигом заканчивается и начинается обыкновенная паршивая зомбятина. Только не на Земле, а на Марсе, и местные зомби ходят в рваных скафандрах, а не в привычных лохмотьях.
А как хорошо и многообещающе всё начиналось! Вот марсианская экспедиция ближайшего будущего готовится к возвращению домой, упаковывая оборудование, научные образцы и готовя станцию к прибытию новой смены. Глаз зрителя не устаёт радоваться шикарным инопланетным ландшафтам и песчаным бурям, снятым в каменистой пустыне Вади-Рам (Иордания). А также скромным, но превосходно сделанным скафандрам героев, их станции, марсоходам и прочим астронавтским гаджетам, коих так много, как будто Робинсон и впрямь собирался снимать научную фантастику, а не "Ходячих марсианских мертвецов".
И пока вокруг царит тишь да благодать, а астронавты общаются друг с другом и делают свою привычную работу, к Робинсону нет абсолютно никаких претензий. Снимать кино в неспешном темпе у него очень даже получается: камера всегда подаёт картинку с удачного ракурса и герои-ученые похожи на нормальных людей, а не на идиотов. Однако стоило лишь сюжету набрать ускорение и раскочегарить саспенс, тут-то наш Рори и "поплыл".
Само собой, что местным серолицым зомби воздух не требуется и они могут разгуливать по поверхности Марса без шлемов. Так же у них есть остатки разума, благодаря чем они могут открывать двери, драться подручными предметами или что-нибудь взорвать. Ещё не зараженные герои вынуждены бегать от них по уцелевшим отсекам базы или прятаться в марсоходах, где тоже имеются запасы воздуха. И попутно сами один за другим становятся зомби, потому что... Потому что! Правда, если создателей картины всё это изрядно веселило, то зрителям смотреть на результат их труда довольно-таки скучно. Особенно когда он запорот отвратительным монтажом боевых сцен и сквозными дырами в сюжете.
***
В общем, не кино, а досадное недоразумение на поле космической кинофантастики 21 века. Имея под рукой буквально всё, чтобы создать крутой фильм уровня если не "Марсианина", то близко к таковому, авторы "Последних дней на Марсе" зачем-то взялись в стопятисотый раз насиловать во все дыры несчастных зомби. Причем без какой-либо иронии, а с абсолютно серьезным выражением лица и потугами на надрывную драму. А тут ещё их "картине маслом" подгадил режиссер-дилетант, отчего она в итоге спикировала на прокатное дно и нынче может быть интересна разве что поклонникам колоритного Лёвы Шрайбера. На чьих плечах, надо заметить, космический скафандр сидит столь же идеально, как хоккейная форма или пиджак цэрэушника.