Масленичали наши не очень далекие по времени предки в течение целых семи дней – «с кудельной бородой, похмельной головой, кафтанами пропитыми, носами разбитыми».
А у древних славян Масленица была многодневным праздником проводов зимы. Позднее, во времена христианства, ее приурочили ко времени перед Великим постом под названием сырной или «мясопустной» недели.
Устанавливая эту неделю с ее полускоромной пищей, православная церковь хотела облегчить верующим переход от мясоеда к посту и исподволь вызвать в их душах молитвенное настроение. Но попечительская забота церкви повсеместно на Руси осталась гласом вопиющего в пустыне. В действительности Масленица не только попала в число праздников, но и стала своеобразным синонимом безбрежного разгула.
Встреча Масленицы
Степенный народ начинал встречу Масленицы с посещения родственников. Здесь за круговой чашей условливались, когда и как проводить время, кого звать в гости.
В некоторых местах этот праздник открывали деревенские ребятишки, которые, высыпав гурьбой на улицу, устраивали снежные горы и произносили приветствие Масленице. Обращаясь непосредственно к Масленице, они скороговоркой выкрикивали: «Душа ль ты моя Масленица! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Приезжай ко мне в тесовый дом умом повеселиться, речью насладиться…».
После этой забавы ребятишки сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленица!». В это время по деревне на санях везли чучело или наряженного мужика с вином и блинами. За повозкой с праздничным настроением шла ярко одетая толпа народа.
Дни обильных угощений и веселья
Празднование Масленицы почти повсюду начиналось с четверга, хотя работать прекращали уже с понедельника. Люди, озабоченные наступлением периода «обжорства», разъезжали по базарам и закупали всякую снедь. Никто, даже самые прижимистые и бережливые, не тяготился этими расходами, так как всем приходилось принимать гостей и ходить в гости. Нужно и угостить прилично, и одеться по-праздничному, чтобы соседи не засмеяли. Широкая русская натура могла развернуться вовсю, когда православная Русь, от мала до велика, веселилась до упаду.
Еде во время Масленицы приписывалось особое значение. Когда-то Масленица совпадала с приходом нового года. Неумеренность в еде объяснялась поверьем, будто обилие пищи в первый день года обеспечивает достаток на весь год. Хотя календарь изменили, мартовское чревоугодие не прекратилось. Ели как можно больше, без всякой меры. Подобное излишество распространялось не только на пищу, но и на другие блага жизни. В неумеренном количестве употреблялись всевозможные веселящие напитки домашнего приготовления и водка.
Веселая, честная, потешная неделя требовала: хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.
В это время свободно ходили друг к другу званые и незваные, сдвигали столы, накрывали их белой скатертью, подавали лучшее, что имелось в доме. Перемен блюд бывало до пятнадцати: горячие жидкие кушанья, потом жареные и печеные и, наконец, холодные.
В некоторых областях на Масленицу, как и под Рождество, колядовали - пели особые песни, ходили по домам с бубнами, рожками и балалайками, поздравляли с праздником. За исполнение колядок получали награду: пиво, водку, сладости или деньги. Ряженые останавливались перед домом богатого купца, пели ему «величание», а он был обязан отблагодарить потешников водкой, если не хотел, чтобы под его окнами устроили «кошачий» концерт.
Не жизнь, а Масленица - это лишь вечная мечта и стремление к богатому, привольному, беззаботному существованию. Прощаясь с Масленицей, с сытым и веселым праздником, просят у родных и знакомых прощения за нанесенные обиды. Ведь следующий день открывает Великий пост, а великое говение начинают с покаяния.
Татьяна Порецких