В Неделю о Страшном суде размышляет протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала “Наследник”.
То, что Церковь нам говорит о Страшном суде – один из важных моментов, размышляя над которыми, мы понимаем, что такое нормальная христианская жизнь, что такое религиозное сознание вообще.
Преподобный Силуан Афонский говорил: «Держи ум свой в аде и не отчаивайся». Противоречивое утверждение. Считай, что ты погибаешь, но при этом не впадай в отчаяние.
Чтобы понять, что такое религиозное сознание, можно посмотреть на пример такого религиозного учения, как дзен-буддизм. Понятно, что для христиан эти практики - ложные, нас они интересуют они только как иллюстрация. Адепту дзен буддизма с самого начала предлагается думать над внутренними противоречивыми высказываниями. Например, что такое хлопок одной ладони, что такое беззвучный звук и так далее. С точки зрения рациональной логики это нонсенс. Не бывает беззвучного звука. На более сложном этапе предлагается поразмыслить, например, на такую тему: мир абсолютно бессмыслен, в нем нет никакого смысла, Вселенная абсолютно безразлична к тебе (в буддизме нет Бога), при этом - твоя жизнь имеет смысл, все, что происходит в твоей жизни имеет смысл и вместе с тем все, что происходит в твоей жизни бессмысленно. То есть, опять-таки, противоречивое высказывание, размышление над которым тебе позволяет почувствовать и принять, что очень многое и очень важное, относящиеся к области религиозного опыта, оно вообще не может быть рационализировано.
И наше православное богословие – это апофатическое богословие, которое говорит о Боге не то, Чем (Кем) Бог является, а Кем (Чем) Он не является. Самый яркий пример - Халкидонский догмат, утверждающий, что человеческое и Божественное естество соединены во Христе не слитно и не раздельно. С рациональной точки зрения бессмысленное утверждение. Ведь если не слитно – то раздельно. Также нельзя сказать, что Бог милосерден или справедлив, потому, что Он выше милосердия и справедливости. Его милосердие не описывается нашим представлением о том, что такое милосердие. И так далее. Но, как только мы пытаемся рационализировать, о каком милосердии идет речь, о какой справедливости идет речь, мы приходим в рациональный тупик, и нам требуются поясняющие рассуждения, которые, если честно, мало что поясняют.
Тоже самое происходит, когда мы размышляем о Страшном Суде. Мы не знаем точно и никогда не сможем сказать ни о ком конкретно, кто погибает, а кто спасется. Не случайно, например, есть в народе распространённое высказывание о том, что если мы хотя бы сумеем заглянуть в Рай, то больше всего удивимся, увидев там тех, кого не ожидали увидеть и наоборот. Суд Божий иной, чем суд человеческий.
Мы постоянно находимся в ситуации, когда не можем выполнить всего, что требует от нас Господь. Ветхозаветные фарисеи ужаснулись словам, сказанным Господом, что «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10) и пытались исполнить всегда и все. В результате были осуждены Господом, за их, казалось бы, такое замечательное благочестивое желание соблюсти всегда и все.
Невозможность выполнить всегда и все понятна больше на человеческом примере. Возьмем, например, кодекс средневекового рыцаря. Рыцарь дает три обета: почитать и подчинятся отцу, защищать простой народ и служить королю. Что делать, если отец замышляет заговор против короля? А король обижает простой народ? Что делать рыцарю в этой ситуации, если он не может одновременно выполнить все три обета?
Тоже самое, если речь идет о вере. Мы не можем исполнить все предписания, которые нам оставил Господь. Например, в Нагорной проповеди Он говорит: «не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6:34). Значит ли это, что мы не должны сеять, пахать, не собирать в житницы? Значит ли это, что я должен, как святой Иоанн Кронштадтский отдать всю свою зарплату нуждающимся, не донести ее до дома и до своих детей? Значит ли это, что я должен оставить родителей и (или) жену и так далее. Еще пример - «отцом себе не называйте никого на земле» (Мф. 23:8), а мои прихожане меня называют отцом Максимом…
Понятно, что Церковь выработала конкретные рекомендации, но только человек, желающий себя успокоить, думает, что они избавят его от внутренних противоречий.
Мы постоянно оказываемся в ситуации, когда не можем исполнить всегда и все, что написано в Священно Писании, все, что сказано Господом. И поэтому мы будем судимы, и мы будем наказаны. А спасаемся мы смертью и воскресением Иисуса Христа. Он наш Спаситель.
Кто окажется причастным, кто сможет воспринять это спасение, данное каждому человеку на этой земле? Вот это тайна, это загадка, этого нам Господь не говорит. Поэтому единственный выход, вывод, которым мы руководствуемся в этой жизни – «Делай что должен и будь, что будет», он принадлежит Марку Аврелию, но звучит актуально и для христиан. «Держи ум свой в аде и не отчаивайся», понимай, что по делам твоим ты достоин погибели, и верь, что Господь Иисус Христос тебя спасает. Надейся, что ты сумеешь воспринять плоды спасения, дарованные нам Им. А уверенным ты быть не можешь. И именно поэтому, чем ближе святые люди приближались к Господу, тем больше они чувствовали жуткое, адское опаляющее дыхание геенны огненной. Они понимали, что чтобы они не делали, ни одним делом реально приблизится к Господу они не могут, и надежда только на Его милосердие.