Найти тему
Чтение для практики

8 идей и советов о том, как формировать знание и читать для практической пользы

В предисловии к книге Аарона Копленда "Что слушать в музыке" есть такие слова

Все авторы книг о понимании музыки единодушны в одном: нельзя увлечь человека искусством только на основе чтения книг о нем. Если вы хотите лучше понимать музыку, нужно слушать ее. Этого не заменит ничто. Все, что я хочу сказать в этой книге, касается опыта, который можно получить только вне ее чтения. Следовательно, вы лишь зря потратите время на данную книгу, если не имеете твердого намерения слушать гораздо больше музыки, чем раньше. Любой из нас, будь он профессионалом или любителем, постоянно стремится углубить собственное понимание этого искусства. Иногда книга может помочь. Но главный способ — слушать музыку — ничем заменить нельзя

Вот и с чтением для практической пользы все обстоит точно также - вся сила этого подхода в действии, что мы совершаем. Причем, как в действии по завершении чтения, направленном на получение результата, так и в действии в процессе чтения, направленном на подготовку к свершениям...

Возможно, построчное чтение, привычное для нас, вскоре станет архаичной экзотикой, как сбивание масла или верховая езда. Разовьется  же голографическое обучение  — здесь я  представляю себе новшества из  мира «Звездного пути»  — например, холодек. В  этом сериале холодек представлял собой пространство размером с  большой театральный зал, наполненный голограммами  — проекциями людей, мест и  предметов, с  которыми могли взаимодействовать члены экипажа. Если  бы книги можно было перевести в  такую  же форму, то  вы читали  бы  их  не  строчку  за  строчкой,  страницу  за  страницей,  главу за  главой, но  получали  бы непосредственный опыт присутствия при описываемых событиях

Вместо того чтобы читать о персонажах любовного романа, вы  стали  бы  одним  из  них  и  взаимодействовали  бы  с  остальными. Роман превратился  бы в  сценарий и  разыгрывался  бы словно  на  сцене,  а  вы,  будучи  персонажем,  носили  бы  одежду соответствующего времени. Представьте себе, как преобразятся уроки истории (не буду затрагивать здесь этические проблемы), если вам  доведется в  школе  принять  участие в  имитации  Второй мировой войны, а не просто прочитать сухой набор фактов и  событий. Вообразите, скольких учеников привлекут алгебра или топология, если они смогут на деле ознакомиться с тем, что такое лента Мёбиуса, прогулявшись по  ее поверхности…

…Книги  служат  многим целям. Порой  мы читаем для развлечения, а  порой  — чтобы чему-то научиться. Временами мы читаем, чтобы отвлечься, вдохновиться, получить наставления, побороть скуку долгого авиаперелета. Но  если  бы передо мной стояла задача свести все цели чтения к  однойединственной,  я  бы  назвал  обучение.  Книги  —  сокровищница человеческого  знания.  Даже  в  невинном любовном  романе или детективе содержатся социальные нормы, культурные стереотипы, приметы времени и  места, авторский взгляд на  мир. Основная культурная функция книги — обучать, а остальные функции  — это просто творческое развитие основной...

- Джейсон Меркоски, "Книга 2.0"

-2

...Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг. Книга и вообще чужие слова - это только средство - они вроде как искорки, зажигающие в нашей душе то, что там успело уже накопиться до этого времени: в чьей душе еще ничего не накоплено, там нечему и загораться, - на того книга и не подействует. Кто сам и по-своему еще не передумал чужих или книжных дум, тот и не должен считать их своими. Запомнить - это совсем не то, что усвоить. Кто сам не пережил и не перечувствовал чего, на того никакая книга не подействует и в этом смысле. Кто сам не хочет, того не научит хотеть никто иной со стороны. Вот почему нам никто не поможет, если мы сами себе не поможем...

...Многие не знают как приступить к работе по самообразованию и в чем заключается ее первый шаг. Начинайте с того, что вам интересно и что важно для вашей жизни. Начинайте ваше самообразование с того конца, который для вас имеет практическое значение. Берите хотя бы книжку, касающуюся непосредственных ваших профессиональных занятий. Не в том самая суть дела, какую вы книжку возьмете, а в том, что вы передумаете, читая ее.

Но какую бы книгу вы ни читали, ставьте прежде всего самому себе вопрос: действительно ли все понятно вам в той книге, которую вы читаете? Отделяйте непонятное от понятного, познанное от непознанного, достоверное от недостоверного, точное от неточного, то, что есть, от того, что кажется. Тогда перед вами сам собой возникнет целый ряд вопросов. Любая книжка наведет вас на мысли о целом ряде явлений, происходящих и в вас и вокруг вас...

- Николай Рубакин, "Как заниматься самообразованием"

-3

…Самый явный признак  того, что вы читаете правильно и  эффективно, — это  усталость. Настоящее чтение требует интенсивной  работы ума. Я далеко  не  расслабленный человек, но  раньше нередко обнаруживал, что читаю вяло  и пассивно. Частенько я не  мог читать более нескольких часов подряд, но  за  это время, как правило, удается прочесть немного. Обычно настоящее чтение — это тяжелая и медленная работа. Наверняка есть люди, читающие  качественно и быстро, но я к таковым не  отношусь. Тем более что сама по  себе  скорость неважна. Главный фактор — это активность. Пассивное  чтение не  приносит плодов. Оно использует мозг, как промокательную  бумагу

Помимо усталости должен существовать видимый результат  интеллектуальной  деятельности. Обычно людям свойственно основные процессы мышления выражать словами. Мы привыкли вербализировать собственные мысли, вопросы и суждения, которые возникают в процессе  чтения. Читая, вы непременно думаете, а потому  у вас всегда есть то, что можно выразить словами. Отчасти я считаю  чтение медленным процессом, потому что веду  дневник своих скромных интеллектуальных достижений. Я не могу перейти на следующую страницу,  если не  запишу мысль, которая пришла мне в голову при чтении текущей...

- Мортимер Адлер, "Как читать книги"

-4

…Есть большая разница между планированием жизни,  плаванием по  течению и  дизайном  жизни.

Все мы  встречали людей,  каждый  шаг которых заранее спланирован. Они знают,  в какой университет поступят, какая стажировка позволит  им  начать  успешную  карьеру,  в каком возрасте они выйдут на пенсию. Если  они начинают  колебаться, родители, агенты  и специалисты по  личностному развитию  всегда готовы  подтолкнуть их. К сожалению, планы не работают (помните о "черном лебеде"?).  И в любом случае, если  знать победителя  заранее — какой смысл тогда в игре?

Как и любая хорошая дизайнерская команда, мы можем найти цель в жизни,  не  теша себя  напрасной надеждой  на то, что можно заранее предсказать каждый  результат.  Именно  в этом  заключается смысл креативности. Можно стереть различия  между конечным  продуктом и творческим  процессом, который привел к созданию  этого продукта. Дизайнеры работают  с учетом  природных ограничений и учатся копировать  красоту,  экономичность и эффективность природы. Как граждане  и потребители мы  тоже  должны  научиться уважать хрупкую окружающую  среду,  которая поддерживает  нашу  жизнь.

Считайте жизнь прототипом. Можно проводить эксперименты, делать  открытия, менять  точки зрения. Можно искать  возможности по  превращению процессов в проекты,  дающие  осязаемый результат.  Можно научиться радоваться  тому, что мы  создаем — будь  то ощущение  плавания  или предмет,  который будет передаваться  из поколения в поколение. Можно научиться тому, чтобы черпать радость в создании  и воссоздании окружающего мира, а не  только  в потреблении. Активное  участие в процессе  творения  — наше  право и наша привилегия. Можно научиться измерять  успешность  идей не  остатком на банковском  счете,  а влиянием их  на мир.

Занимайтесь дизайном жизни!

- Тим Браун, "Дизайн-мышление в бизнесе"

-5

…В  том, как все мы учимся, есть различия. Но  связаны они не  теорией предпочитаемых стилей обучения, а  с другими понятиями из когнитивной сферы. Одно из этих различий способность к тому, что психологи называют формированием структур. Или структуротворчеством. Это процесс, когда из нового материала выделяются основные идеи и  складываются в  согласованную ментальную схему. Иногда эти схемы называются ментальными моделями или ментальными картами. Способные к  структуротворчеству люди лучше осваивают новый материал. А обделенным в  этом отношении сложнее отвлечься от несущественной или конкурирующей информации. Из-за этого они пытаются обрабатывать слишком много понятий, чтобы построить из них жизнеспособную модель (всеобъемлющую структуру), которая станет фундаментом для дальнейшего обучения.

…Способные к  структуротворчеству люди умеют узнавать базовые понятия и  их ключевые "строительные элементы". Они сортируют новую информацию, исходя из того, добавляет ли она нечто ценное к  общей структуре и  знанию или может быть отброшена за  ненадобностью. А людям, к структуротворчеству не слишком способным, сложно выявить всеобъемлющую структуру и  придерживаться ее. Им трудно ответить, какая информация в  нее впишется, а  на какую не  надо тратить время. Формирование структур  — это проявление своего рода осознанной и  неосознанной дисциплины. Происходит это так: берем только то, что вписывается в  целое, затем  — то, что добавляет ему нюансов, возможностей и  смыслов. А все то, что затемняет и  перегружает целостность, отбрасываем.

…Мы еще многого не  знаем о структуротворчестве. Является ли недостаточная способность к  ней следствием несовершенного механизма мышления? Или высокая способность дается одним от природы, а  другим приходится ее развивать? Интересный факт: если в текст  включить вопросы, которые обращают внимание читателей на  основные идеи, то у людей, мало способных к структуротворчеству, результаты обучения улучшаются. Они поднимаются до уровня, сопоставимого с результатами высокоодаренных в  этом отношении обучающихся. Включение в  текст таких вопросов придает его содержанию большую стройность и последовательность, чем малоспособные к структуротворчеству люди могли бы создать сами. Таким образом этот недостаток компенсируется.

Какие именно процессы при этом протекают, пока неизвестно, но практическое следствие для обучающихся  очевидно. Оно согласуется с  предположением, выдвинутым ранее нейрохирургом Майком Эберсолдом и  педиатром-неврологом Дугом Ларсеном: воспитывайте в  себе привычку осмыслять свой опыт, превращать его в  сюжет  — и  будете учиться эффективнее. Теория структуротворчества может объяснить, почему происходит именно так. Размышления о том, что пошло правильно, а  что неправильно и  что в  следующий раз надо сделать иначе, помогают нам выделить ключевые идеи, организовать их в ментальные модели и  в будущем применять их снова. А при этом  — совершенствовать и  дополнять имеющееся у  нас знание…

Питер Браун, Генри Рёдигер, Марк Макдэниэл, "Запомнить все"

-6

…Вообще знания, в отличие от данных или сообщений, не могут существовать в отрыве от человека, их использующего. Они рождаются в голове, когда человек находит область интерпретации сообщения в реальной жизни. Многие из нас обладают схожей базой значений, но совершенно разными знаниями, потому что каждый индивидуален, имеет свои неповторимые цели и задачи. Информации необходимо успешно пройти контрольный пункт "мои цели", чтобы быть интерпретированной в знания. И когда мы не можем или не хотим, не считаем нужным или уместным  применить  полученную информацию для улучшения качества своей жизни, она не становится для нас знанием, даже если мы заплатили за нее приличную сумму.

Понимание того, нужно ли использовать знания и как это делать, можно без преувеличения назвать истинной мудростью. Кстати, "использование" — ключевое слово: информация не представляет ценности и остается мертвым грузом, если не будет в дальнейшем использована. Весьма показательно, что современные университеты оцениваются по успешности выпускников: насколько продуктивно им удается применять полученные знания и, как следствие, насколько высоко качество их жизни…

…И восприятие данных, и даже понимание их значения — пассивный способ потребления информации. Только интерпретация значений в смыслы и активный режим восприятия позволяют "переварить" сообщение в знание. Эволюция информации от данных к сообщению и, наконец, к знаниям — серьезная работа мозга, особенно если мы имеем дело со смежными знаниями и для интерпретации нам необходимо обратиться к своей памяти, искать там предыдущие знания по этой и смежным темам и анализировать их взаимосвязи.

- Кирилл Николаев, Шекия Абдуллаева, "Интеллектуальный инсульт"

-7

…Наши убеждения по  поводу многих важных аспектов окружающего мира часто являются в  корне неправильными и способ, каким мы приобретаем эти убеждения, обычно сам по себе является ошибочным по своей сути. Наша уверенность в том, что мы познаем окружающий мир напрямую, непосредственно воспринимая факты, у  философов именуется  "наивным реализмом". Каждое убеждение о  каждом аспекте мира основано на  бесчисленных умозаключениях, к  которым мы приходим с  помощью мыслительных процессов, которые невозможно отследить. Мы слишком зависимы от  бесконечного числа схем и  эвристик для того, чтобы точно категоризировать даже самые простые объекты и  события.

Часто нам не  удается увидеть роль контекста в  формировании поведения людей и даже физических объектов. Мы часто забываем о роли социума, который влияет на  наши убеждения и  направляет наше поведение.

Бесчисленное множество  стимулов воздействует на  наши взгляды и  поведение, а  мы не  понимаем это и  даже не  догадываемся об  их  существовании.

Наше убеждение в  том, что мы знаем, что происходит у  нас в  голове, невероятно далеко от  истины. Когда у  нас получается правильно идентифицировать мыслительный процесс, который привел к  определенному суждению или решению проблемы, мы делаем это не  с  помощью наблюдения за  этими процессами, а  с  помощью применения теорий об  этих процессах. А  эти теории часто ошибочны.

Нас захлестывает случайная, бессистемная информация. Проблема отягощается нашей неспособностью понять, как важно владеть информацией необходимой для формирования суждений. Мы действуем так, словно закон больших чисел работает для малых. Мы не  видим, что имеющихся у нас данных может быть недостаточно для серьезных выводов, особенно о  качествах других людей.

Нам трудно правильно определить взаимосвязь даже между важными событиями. Если  же  мы думаем, что связь есть, мы найдем ее, даже если ее нет.  Если мы думаем, что связи между событиями нет,  мы зачастую упускаем ее из  виду, даже если она очень сильна.

Мы легко выдаем одну теорию о  мире за  другой, не  понимая, что легкость вовсе не  означает,  что наши теории верны. Особенно безрассудными получаются теории о  причинно-следственных связях. Увидев некий результат, мы почти автоматически, не  раздумывая, выдаем теорию о  том, что его вызвало. Даже когда мы хотим проверить теорию, мы склонны совершать ошибки как ученые, руководствующиеся интуицией. Мы ищем исключительно подтверждающие факты, забывая о  том, что для доказательства теории нужны и  такие факты, которые могли  бы ее опровергнуть. Столкнувшись с  опровергающим теорию фактом, любой из  нас без труда объяснит, почему так случилось, и  не  смутится тем, как легко нам даются доводы в  оправдание нашей теории.

В  итоге наши убеждения зачастую глубоко ошибочны, мы переоцениваем свою способность приобретать знания, которые точно характеризуют окружающий мир, и  наши поступки часто не  соответствуют нашим интересам и  интересам людей, которых мы любим.

Именно поэтому, вам стоит постоянно узнавать как можно больше о том, что приводит к  этим ошибкам и как их  можно компенсировать. Эти знания помогут вам правильнее воспринимать окружающий мир и  вести себя более разумно…

- Ричард Нисбетт, "Мозгоускорители"

-8

…Модель  или  прототип  —  образец,  созданный  с  целью  продемонстрировать  или  протестировать  какую-то  идею.  На  моделях  учатся.  И  моделирование  полезно  использовать  при  решении  проблем. На ранних этапах решения проблемы модели стоит рассматривать как  пробные  шары.  Они  помогают  оценить  реакцию  людей  на  ваши идеи.

Модели  или  прототипы  не  обязательно  должны  принимать форму физических  объектов.  Форма  может  быть  любой:  записи  бесед, письменные  черновики,  небольшие  видеосюжеты,  рисунки,  графика или  физические  модели  объектов.  Прототипы  любых  форм  должны быть  информативны.  Они  не  обязательно  должны  выглядеть  или работать  как  окончательные  варианты  решений  и  не  должны  совмещать  обе  эти  функции.

В  культуре  моделирования  идей  и  вещей  все  испытывается  и  проверяется  заранее.  Путь  к  окончательному  решению  усеян  идеями, которые  моделировались,  чтобы  получить  информацию,  определить направление  движения,  найти  возможности  для  модификации  изначального  замысла  и  даже  пути  отказа  от  него.  Моделирование  — прекрасный  способ  показать  людям,  что  у  вас  в  голове,  так,  чтобы добиться  от  них  ответной  реакции…

…Моделирование  преследует  разные  цели  в  зависимости  от  того, на  каком  этапе  решения  проблемы  мы  находимся.  Этот  процесс  проходит  три  стадии.  На  первой  моделирование  применяется  для  того, чтобы генерировать хорошую  идею  (концептуальная модель).  На  второй стадии моделирование помогает выработать конкретное решение (реальная  модель).  Последняя  стадия  подразумевает  возможность удостовериться  в  том,  что  решение  будет  работать  в  соответствии с  возлагаемыми на него ожиданиями (функциональная модель). Приведенные  выше  примеры  относятся  в  основном  к  первому  этапу.

По  мере  продвижения  процесса  поиска  решения  прикидки  по  конечному  его  варианту  становятся  все  точнее,  а  модели  —  все  ближе к  «генеральной  репетиции»,  предшествующей  формулировке  окончательного  решения.

В  решении  личных  неурядиц  мы  редко  мыслим  изложенными выше  категориями,  но  в  целом  концепция  моделирования  применима к  большинству  существующих  проблем.  Для  устранения  каждой  из  них  вы  должны  сгенерировать  хорошую  идею,  выработать конкретное   решение  и  удостовериться,  что  оно  будет  работать.  Вы можете  показать  кому-то  черновик  делового  письма  или  попросить совета  по  какому-то  вопросу.  Так  вы  уже  начинаете  процесс  моделирования.  Помните  об  этом,  например,  тогда,  когда  занимаетесь каким-то  проектом,  который  все  время  откладываете  на  потом,  не  находя решения сразу. Если в голове у вас давно роятся планы написать сценарий  для  фильма  или  разработать  дизайн  нового  платья,  не дайте  поймать  себя  на  мысли  о  том,  как  вам  сделать  так,  чтобы  все это  возникло  прямо  сейчас.  Именно  такой  подход  зачастую  расхолаживает  и  не  дает  начать  дело.  Скажите  себе,  что  вы  сейчас  в  процессе  моделирования  вашего  сценария  или  дизайна  нового  платья. Окончательный  вариант  может  прийти  позже...

- Бернард Рос, "Привычка достигать"

-9

_________

В заметке использованы фотографии из личной коллекции фотографа Татьяны Кучиевой

__________

Вдумчивого чтения и практической пользы

Вадим Бугаев

блог "Чтение для практики" и "Дневник читателя"

рассылка "Книги и ссылки"

страница проекта в FB

страница проекта в VK