Найти тему
Основной аэродром

«Бумажные» Jumbo — нереализованные проекты на базе Boeing 747

Оглавление

В прошлой статье я рассказывал о реально существующих необычных модификациях реактивного двухпалубника Boeing 747. Но за бортом осталось множество проектов, которые были представлены только на бумаге. Разброс идей меня поразил — от логически обоснованных до заведомо фантастических. О наиболее интересных мы сегодня и поговорим.

Boeing 747 Trijet

«Джамбо» привычен нам с 4 двигателями, размещёнными под крыльями. Но инженеры Boeing также рассматривали и трёхдвигательный вариант Boeing 747 Trijet, аналогичный по компоновке Lockheed L-1011 Tristar и Douglas DC-10. Теоретически это должно было снизить стоимость лайнера. Однако расчёты показали, для такого варианта нужно перепроектировать заново крылья и хвостовое оперение, что делало проект экономически нецелесообразным. Все работы по Trijet свернули.

Модель Boeing 747 Trijet. Фото: Public domain
Модель Boeing 747 Trijet. Фото: Public domain

Super-AWACS

Читатель, увлекающийся военной авиацией, должен быть знаком с самолётами дальнего радиолокационного обнаружения и управления, сокращённо ДРЛО. Их характерной внешней особенностью является наличие большого «блина»-антенны, установленной сверху фюзеляжа. Примером может служить Бериев А-50 ЛИСКА. Естественно, что такие комплексы существуют и в США. Например, Boeing E-3 Sentry, созданный на базе грузового Boeing 707-320. Но нас больше интересует несостоявшийся проект самолёта ДРЛО на базе Jumbo Jet.

Модель самолёта ДРЛО на базе Boeing 747. Фото: youroker.livejournal.com
Модель самолёта ДРЛО на базе Boeing 747. Фото: youroker.livejournal.com

В 1987 году начались работы над заменой E-3 Sentry. На правительственный конкурс было представлено несколько проектов, среди которых был и Super-AWACS от General Electric. В качестве базового самолёта планировалось использовать Boeing 747. Дальше масштабной модели дело не пошло и сегодня основная масса информации по этому проекту всё ещё засекречена.

Boeing 747 AAC

Первые воздушные авианосцы появились ещё на заре авиации. В роли носителя выступали огромные дирижабли, которые в своём чреве хранили крошечные самолёты. С помощью специального крюка они «взлетали», а после этим же крюком возвращались внутрь летающего авианосца. Вполне успешно это удалось реализовать США в связке истребителя Curtiss XF9C-1 и дирижабля USS Akron в 1932 году.

Boeing 747 AAC. Фото: журнал Aviation Week & Space Technology 05/1973
Boeing 747 AAC. Фото: журнал Aviation Week & Space Technology 05/1973

В начале 1970-х годов инженеры Лаборатории динамики полетов ВВС США совместно с компанией Boeing вернулись к идее создания воздушного авианосца. Так на базе серийного Boeing 747-200 появился проект 747 AAC ("airborne aircraft carrier" — «летающий авианосец»). Планировалось, что внутри разместятся 10 «микроистребителей». «Джамбо»-авианосец кроме взлёта-посадки должен был обеспечивать дозаправку в воздухе, перезарядку вооружения и мелкий ремонт.

Модель Boeing 747 AAC в разрезе. Фото: boeing-747.com
Модель Boeing 747 AAC в разрезе. Фото: boeing-747.com

Boeing 747 AAC и истребители Boeing 985 Micro Fighter, создаваемые под него, не пошли в производство. Слишком высока оказалась цена всего проекта. Военные предпочли вложиться в McDonnell Douglas F-15 Eagle.

Boeing 747 с внешним грузовым контейнером

Сегодня негабаритные грузы с успехом перевозит Boeing 747 Dreamlifter. Но ещё в 1978 году NASA совместно с компанией Vought Corporation работали над проектом специализированного грузового самолёта на базе «Джамбо». Инженеры предложили увеличить грузоподъёмность не за счёт увеличения объёма фюзеляжа, а за счёт внешнего грузового контейнера. Он должен был крепиться к нижней части самолёта и оснащаться шасси, заменявшими родные.

Чертёж Boeing 747 с внешним грузовым контейнером. Фото: J.E Price, G.F Washburn, C.B Quartero, "Boeing-747 aircraft with external cargo pod"
Чертёж Boeing 747 с внешним грузовым контейнером. Фото: J.E Price, G.F Washburn, C.B Quartero, "Boeing-747 aircraft with external cargo pod"

На протяжении двух лет были выполнены расчёты и даже продувка масштабной модели в аэродинамической трубе. Но дальнейшие работы были признаны нецелесообразными.

Модель Boeing 747 с внешним грузовым контейнером. Фото: D.R Croom, L.S. Jernell, "Effects of a military cargo pod and tail fins on the aerodynamic characteristics of a large wide-body transport model"
Модель Boeing 747 с внешним грузовым контейнером. Фото: D.R Croom, L.S. Jernell, "Effects of a military cargo pod and tail fins on the aerodynamic characteristics of a large wide-body transport model"

Авиационный ракетный комплекс MC-747

По моему мнению, очень хорошо что эта модификация осталась лишь на бумаге. Пусть лучше ракеты летают в космос, а не в людей. В 1974 году компания Boeing предложила проект авиационного ракетного комплекса MC-747 на базе серийного Jumbo Jet. Планировалось оснащение либо 4 межконтинентальными баллистическими ракетами по 45,4 тонны, либо 8 малогабаритными ракетами по 22,3 тонны.

Схема размещения ракет внутри авиационного ракетного комплекса MC-747. Фото: U.S. Patent 4208949
Схема размещения ракет внутри авиационного ракетного комплекса MC-747. Фото: U.S. Patent 4208949

Было перебрано около 30 различных вариантов компоновки и размещения ракет в MC-747, но дальше набросков дело не пошло. Однако к идее использования 747-го в качестве ракетного комплекса вернулись в начале 2000-х годов. Есть даже 2 запатентованных системы, но в этот раз заявляется, что проекты носят оборонительный характер (патенты US7540227 и US7849778).

Запуск ракеты с борта MC-747. Рисунок. Фото: operatorchan.org
Запуск ракеты с борта MC-747. Рисунок. Фото: operatorchan.org

Boeing 747–500X/–600X/–700X и Boeing 747X Stretch

К середине 1990-х Boeing задумались о новом лайнере повышенной пассажировместимости. С целью экономии решили взять проверенный Jumbo Jet и доработать его. В результате в 1996 году посетители авиасалона Фарнборо могли увидеть на стенде американской компании модели и рендеры проектов Boeing 747–500X/–600X/–700X. Фюзеляж 747-го удлинили и добавили крылья от Boeing 777. В зависимости от модификации предполагалось, что самолёты смогут взять на борт от 462 до 650 пассажиров.

Boeing 747–500X и –600X в полёте. Рисунок. Фото: Boeing
Boeing 747–500X и –600X в полёте. Рисунок. Фото: Boeing

Ещё одним, более умеренным, проектом увеличения числа пассажиров стал Boeing 747X Stretch (в переводе с английского — «растяжение»). Как можно догадаться из названия, инженеры предложили увеличить фюзеляж до 69 метров с сохранением родного крыла от Boeing 747-400 Freighter и установкой более мощных двигателей от Boeing 767-400ERX. Удлинённый «Джамбо» должен был за 1 рейс перевозить до 500 пассажиров.

Boeing 747X Stretch в полёте. Рисунок. Фото: журнал Aviation Week & Space Technology 01/2001
Boeing 747X Stretch в полёте. Рисунок. Фото: журнал Aviation Week & Space Technology 01/2001

Ни один из проектов не был реализован из-за высокой стоимости. Boeing сфокусировались на моделях 777 и 767.

На этом и остановимся. Проектов модификаций «Джамбо» было гораздо больше и им можно спокойно посвятить целую книгу. Уж больно хорошей базой для различных доработок — от гражданских до военных — получился Boeing 747.

Эта статья является своеобразным дополнением-продолжением к статье Необычные модификации знаменитого Boeing 747.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com

По тегу #основнойаэродром_неизданное можно почитать другие мои статьи о несостоявшихся авиационных проектах.