В годы Великой Отечественной войны небывалого размаха достигло партизанское движение. Действуя в глубоком тылу врага, небольшие отряды и диверсионные группы вносили огромный вклад в достижение победы. Одной из задач партизан была ликвидация фашистского руководства. В 1943 г. была проведена удачная операция по уничтожению гауляйтера Кубе.
Неуловимый палач
В июле 1941 г. генеральным комиссаром (гауляйтером) оккупированной Белоруссии был назначен Вильгельм Кубе. Он сразу же приступил к уничтожению «неполноценных» народов. В конце месяца немец с гордостью написал в рапорте: «...в последние десять недель мы ликвидировали в Белоруссии 55 тысяч евреев».
Кровавая деятельность комиссара вызвала ненависть всего местного населения. Палача заочно приговорили к смерти белорусские партизаны и командиры диверсионных отрядов НКВД.
На Кубе было совершено около десяти покушений, но все они не принесли успеха. Палач, словно предчувствуя опасность, ускользал от мстителей.
Елена Мазаник
По официальной версии, операцию по ликвидацию Кубе организовал командир разведгруппы майор Николай Петрович Федоров («Колокол»). Большую роль сыграл командир партизанской бригады «дяди Коли» Петр Григорьевич Лопатин.
Партизаны решили попытаться проникнуть в ближайшее окружение гауляйтера. Их внимание привлекла Елена Григорьевна Мазаник («Галина»), которая работала горничной в доме Кубе.
Завербовать Мазаник долгое время не удавалось. Женщина не верила приходившим к ней подпольщикам (Николай Хохлов, Галина Финская, Надежда Троян). Елена Григорьевна боялась провокации со стороны фашистов.
Убедить «Галину» удалось подпольщице Марии Осиповой («Черная»). Две встречи между ними организовал директор минского кинотеатра Николай Похлебаев («Чили»). На встрече 17 сентября 1943 г. женщины договорились о сроках покушения.
«Священная месть свершилась»
Сначала «Колокол» хотел отравить Кубе. Выяснилось, что горничная редко бывает на кухне. Также были подозрения, что еду для гауляйтера проверяют. Тогда партизаны решили подложить в кровать палача мину.
Федоров передал «Черной» две магнитные мины с часовым механизмом. 21 сентября в три часа утра на квартире Мазаник одна из мин была заряжена на 24 часа.
Отправившись на работу, Елена Григорьевна положила взрывное устройство в дамскую сумочку, прикрыв его полотенцем. Каков же был ее ужас, когда охранник потребовал показать содержимое сумочки! В критической ситуации женщина пошла на смертельный риск и прикрикнула на проверяющего. Ее жизнь висела на волоске.
«Уже многих расстреляли за то, что они были неприветливыми с немецкими солдатами», ‒ вспоминала Елена. Однако охранник пропустил женщину без осмотра.
Мазаник работала на третьем этаже особняка Кубе, а его спальня находилась на втором. Обманув другую горничную, женщина в 10 часов утра подложила мину в изголовье кровати гауляйтера. Спустя час, она сказала охране, что по личному разрешению комиссара отлучится к зубному врачу. В особняк Елена Григорьевна уже не вернулась. В конце дня ее благополучно доставили в расположение партизанского отряда.
Палач чуть было вновь не избежал наказания. Часовой механизм сработал раньше установленного времени. Взрыв раздался через 20 минут после того, как Кубе лег в постель.
Успешная операция была омрачена карательными мерами фашистов. В ответ они без разбора расстреляли около 300 мирных жителей Минска. Погибло несколько не успевших скрыться подпольщиков.
Елена Мазаник, Надежда Троян и Мария Осипова были доставлены в Москву. Женщины были награждена орденами Ленина и удостоены звания Героев Советского Союза.
Если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишете комментарии. Спасибо за внимание.