Английская Ост-Индская компания, ОИК, до 1750-х годов занималась преимущественно торговлей, используя дарованные ей монопольные привилегии. Доход от торговли ОИК исчислялся процентами от ВВП Британии, собственный флаг ОКИ развевался над десятками факторий, торговых и административных портов компании по всему свету.
“В какой-то момент” доходы от торговли перестали соответствовать интересам и надеждам управляющим ОИК. Не в последнюю очередь потому, что торговые “партнеры” ОИК, индийские, африканские и островные князьки, часто вели себя непредсказуемо и хаотично, срывая поставки и завышая цены. В середине 1750-х терпение руководства ОИК лопнуло и войска компании - крупнейшая частная армия мира - приступили к планомерному захвату индийского континента.
В новых условиях торговля для ОИК стала не так важна, в сравнении с доходами от колониального правления, налогов и местного производства. Но при этом масштабы торговли выросли еще больше. И управляющие ОИК, поглядев на вольницу своих капитанов, которые обменивались информацией о выгодных условиях в портах — решили эту вольницу забрать.
В 1776 году в ОИК приняли обновленное корпоративное законодательство, ограничивающее автономию капитанов. Капитаны лишились возможности торговать “по пути”, отклоняться от курса, при доставке товаров из одного порта ОИК в другой. При этом, за капитанами сохранили право “встраивать” дополнительные посещения портов: если капитан знал, что по пути есть порты с выгодными условиями, он мог включить их в маршрут. Но после согласования маршрутов, с руководством ОИК — отклоняться куда-либо в коммерческих интересах больше было нельзя.
Обновленный подход всё еще позволял капитанам зарабатывать. Более того, он, в перспективе, мог увеличить их прибыль. До 1776-го капитаны узнавали о выгодных условиях в сторонних портах от других капитанов. Если капитана обманывали - обманщик вступал в долю с торговцами из портов, чтобы облапошить коллегу - то наказать обманщика он мог или убив, или через механизм репутации. Механизм репутации, “в теории”, работает долго: пока весть разойдется по тавернам, пока все капитанское сообщество узнает об обмане, пока проверит — пройдут годы. После 1776-го обманутый капитан мог обратиться сразу к руководству ОИК. Обманщика накажут, уволят, и в капитанском сообществе останутся только честные люди, доверяющие друг другу.
Но это хорошо работающая в теории модель… Не работала на практике. Экономические историки Эмили Эриксон и Сампса Самила изучили записи в судовых журналах о 4725 коммерческих рейсах ОИК, за 1600-1834 годы. Историки взяли за рубежный год 1776-й и посмотрели, как ведут себя капитаны до и после обновления законодательства ОИК. С 1776-го число дополнительных портов в рейсах капитанов стабильно падает, капитаны всё меньше обмениваются информацией друг с другом.
Причиной такого поведения стала не скаредность управляющих ОИК, как-то особенно по-жестокому “резавших” число портов, при согласования рейса. И компания не нанимала одних только сволочей на должность капитанов, после 1776-го. Причина — в падении неопределенности. До 1776-го капитанам приходилось работать в условиях высокой неопределенности: не хватало надежной информации о ценах в портах, возможных эпидемиях, войнах, штормах. Потому так важно было обмениваться достоверной информацией друг с другом: капитаны считали друг друга соратниками, а не конкурентами, в погоне за прибыль.
Но чем ближе к 1776-му — тем более предсказуемым и понятным становился мир, тем большую силу набирала ОИК. Компания ставила свои фактории по всему миру, строила и спускала на воду военные корабли, которые сопровождали торговцев в рейсах. С 1857-го ОИК, по сути, стала отдельным государством, с подвластными территориями на индийском субконтиненте.
В таком, всё более ясном и понятном мире, ценность информации падала. А вот опасения капитанов, что коллега “сдаст” — напротив, росла. Ведь к руководству компании можно было прийти не только с жалобой, что брат-капитан обманывает. Но и наоборот — с желанием подлизнуть руководству и указать, что капитаны не раскрывают компании всей информации.
Хотя торговля для ОИК после 76-го была уже не так важна, её оборот всё увеличивался, из-за уменьшающейся неопределенности. Компания торговала практически всем. И руководству было проще проверить информацию от доносчика, узнать, утаивает ли капитан информацию о выгодных условиях, работает ли он невольным конкурентом.
С такими опасениями капитаны перестали обмениваться информацией также часто, как раньше. А ОИК, вместо потенциального роста прибыли, получила меньше доверия от капитанов. Управляющие компании перехитрили себя, введя излишние законодательные ограничения в условиях, когда этого уже не требовалось. Меньшая неопределенность уже повысила прибыль и снизила важность информации от капитанов.
Сотрудникам иногда стоит доверять.
******
При написании статьи я использовал:
Emily Erikson and Sampsa Samila. Networks, Institutions, and Uncertainty: Information Exchange in Early-Modern Markets.
Stuart Reid. Armies of the East India Company 1750–1850
******
Любезный мой читатель! Если тебе не сложно - и вдруг статья понравилась - кликни на лаек, поставь палец вверх. Пожалуйста. Тебе не сложно, а мне алгоритм Яндыкса статью бодрее откручивает.