28 ноября 1948 года в Перми, на тот момент город Молотов, у Дома Техники, ныне Политехнический колледж им. Н.Г.Славянова, состоялась траурная церемония перезахоронения останков Николая Гавриловича Славянова, изобретателя электросварки плавящимся электродом. А за несколько дней до этого прошли работы по эксгумации останков. О чем я рассказывал ранее в нарративе.
Ниже мы публикуем подборку документов из фондов пермских музеев и архивов, посвященных этому событию. Некоторые документы публикуются впервые, а при их изучении было сделано два небольших открытия.
На основании решения Бюро Обкома ВКП /б/ от 16/XI-48 г. и решения Горисполкома (?) от 18/XI -48 г. за № 667 Городская комиссия по увековечиванию памяти Н.Г. Славянова разработала план мероприятий по увековечиванию памяти изобретателя, что отразилось в соответствующем протоколе комиссии за № 1.
Новый металлический герметически заваренный гроб с останками Н.Г.Славянова был выставлен в зале рабочего клуба им.Свердлова, организован почетный караул . В 12 часов дня 28 ноября 1948 года началась гражданская панихида.
Согласно решению комиссии были изготовлены металлические венки для возложения на могилу Н.Г.Славянова. На венках с дубовыми и лавровыми листьями были были закреплены траурные ленты и эмблемы горных инженеров.
После окончания гражданской панихиды траурная процессия с гробом Н.Г.Славянова, помещенном на артиллерийский лафет, отправилась от рабочего клуба по улице 1905 года к Дому Техники. Источник фото
Перевозку гроба с останками Н.Г. Славянова из рабочего клуба им. Свердлова в сквер Дома Техники на новую могилу изначально предполагалось произвести на лафете орудия. Для этого планировалось договориться с начальником Молотовского гарнизона о лафете и лошадях. Но видимо что-то пошло не так. Далее мы можем только реконструировать события по имеющимся фотографиям.
А теперь давайте посмотрим - на лафете какой пушки везли прах изобретателя?
В качестве буксира использовали американский ленд-лизовский грузовик типа Studebaker US6, этим в послевоенный период особо никого не удивишь. На заднем борту надпись ТЯГАЧ и скрещенные артиллерийские стволы. Вероятно, машина принадлежит заводу № 172.
А вот пушка, чей лафет был использован - интересная.
По всей видимости, о предоставлении лафета орудия для траурной церемонии с Пермским гарнизоном договорится не удалось. Имеющиеся на Мотовилихинском заводе лафеты 45-мм и 76-мм орудий для перевозки гроба были слишком маленькие или неудобные, а лафеты орудий калибром свыше 122-мм наоборот слишком тяжелые. Для церемонии идеально подходил по какой-то причине сохранившийся на заводе № 172 (возможно в музее?) лафет от орудия М-60 с клепаными коробчатыми станинами.
107-мм дивизионная пушка образца 1940 года (М-60) — советское тяжёлое артиллерийское орудие, разработанное в предвоенный период для борьбы с тяжёлыми танками противника и повышения огневой мощи дивизионной артиллерии РККА. Однако весьма совершенные для своего времени пушки М-60 были сняты с производства вскоре после начала Великой Отечественной войны. Единичные М-60 воевали в течение всей войны в составе корпусной артиллерии и артиллерии РВГК.
Осенью 1938 года КБ завода № 172 (г.Молотов) под руководством Ф. Ф. Петрова было начато проектирование 107-мм пушек. Пушка разрабатывалась сразу в нескольких вариантах, получивших индексы М-25, М-45 и М-60. Пушки М-25 и М-45 представляли собой наложение 107-мм ствола на лафет 152-мм гаубицы М-10 (то есть были дуплексами); опытные образцы этих орудий прошли испытания, но по неизвестным причинам был выбран проект М-60, имевший заново разработанный лафет. Опытные образцы М-60 были построены в сжатые сроки, уже 13 декабря 1939 года после прохождения заводских испытаний они были доставлены на полигон. Полигонные испытания, закончившиеся 23 апреля 1940 года, выявили ряд недоработок системы; после их устранения орудие с 11 по 25 октября 1940 года успешно прошло войсковые испытания и было принято на вооружение РККА под официальным названием «107-мм универсальная дивизионная пушка большой мощности обр. 1940 г.».
Орудие было запущено в серийное производство на заводе № 352 в Новочеркасске. В 1940 году этим заводом было выпущено 25 орудий, в 1941 году — 101 орудие. В 1941 году М-60 выпускалась также на пермском заводе № 172, всего было сдано 11 орудий.
Вскоре после начала войны серийное производство орудия было прекращено по следующим причинам:
- завод № 352 прекратил производство орудий в связи с подходом к Новочеркасску немецких войск;
- завод № 172 был занят мобилизационным заданием по выпуску гаубиц-пушек МЛ-20;
- мощность орудия для противотанковых целей оказалась избыточной;
- из дивизионной артиллерии орудие было исключено, корпусная артиллерия осенью 1941 года вообще прекратила существование в связи с упразднением стрелковых корпусов;
- орудие было сложно в производстве и эксплуатации;
- наблюдался дефицит тягачей для тяжёлых орудий.
В 1943 году в связи с появлением хорошо бронированных немецких танков «Тигр» рассматривался вопрос о восстановлении серийного производства М-60. В итоге, от восстановления производства было решено отказаться в связи с отсутствием на складах и в серийном производстве 107-мм бронебойных снарядов, а также технологическими проблемами при производстве орудий — в частности, завод № 352 не удалось эвакуировать, оснастка для производства пушки была частично утеряна, имелись трудности с производством 107-мм стволов.
На базе М-60 планировалось разработать мощную казематную пушку для вооружения дотов. Тактико-технические требования на казематную установку были утверждены 27 июля 1940 года. 22 сентября 1940 года КБ завода № 352 приступило к проектированию орудия, но в связи с началом войны работы по проекту завершены не были.
В связи с малочисленностью выпущенных орудий информации об их применении сохранилось очень мало. Вероятно, орудия этого типа применялись в боях 1941 года в составе артиллерийских бригад противотанковой обороны, хотя известно, что большинство таких бригад положенных по штату 107-мм пушек не имело. Имеются сведения об использовании М-60 в Курской битве в составе Центрального фронта. При штурме Севастополя в 1944 году советскими войсками использовалось 6 пушек М-60.
Источник
В настоящее время сохранилось всего два экземпляра 107-мм пушки образца 1940 г. (М-60). Один находится на открытой площадке в экспозиции Музея артиллерии и инженерных войск в Санкт-Петербурге, а второй хранится на заднем дворе музея. Было бы очень неплохо пополнить им экспозицию Музея Пермской артиллерии. Ведь, не исключено, что именно на лафете какого-либо из сохранившихся орудий перезахоранивали останки Н.Г.Славянова.
Комиссия по увековечиванию памяти Н.Г.Славянова изначально планировала "устроить новую могилу Н.Г. Славянова в сквере Дома Техники завода, на центральной клумбе, благоустроить ее, сделать ограду из металлических решеток, перевести старый кирпичный склеп, металлические плиты и установить на новой могиле Н.Г. Славянова".
Нам не известно был ли перенесен кирпичный склеп и оригинальные плиты с могилы Н.Г.Славянова. Но к началу митинга надгробная плита и обелиск были уже установлены, а на фотографии виден вход в специально обустроенный склеп для помещения гроба с останками изобретателя.
Обратим внимание на еще одну интересную деталь на фото выше. За трибуной проглядывает очень интересное орудие.
Это 122-мм гаубица обр. 1934 г. "Лубок", разработанная в КБ-2 (Москва) немецкими конструкторами и изготовленная в количестве всего 11 экземпляров на заводе № 172. Мотовилихинский завод, выпускавший в то время 122-мм гаубицы, так и продолжал поставлять в армию системы обр. 1910/30 гг., гораздо более простые как по своему устройству, так и в постройке. Планы валового производства гаубицы "Лубок" на этом предприятии, начиная с 1935 г., остались только на бумаге.
Эта фотография по своему уникальна. Скорее всего это последняя (из двух известных) фотографий "Лубка". До наших дней не сохранилось ни одного экземпляра.
Можно предполагать. что гаубицу предполагалось использовать в качестве салюной пушки, но скорее всего от этой затеи отказались (стекла жалко) и оставили для антуража.
Подробно про "Лубок" у меня было здесь.
Протокол № 1 от 20 ноября 1948 года Заседания Городской комиссии по увековечиванию памяти выдающегося русского изобретателя электросварки металлов Н.Г. Славянова [Архив музея Н.Г.Славянова]
А это проект решения завкома завода им. Молтова о мероприятиях к 50-летию со дня смерти Н.Г.Славянова. Не исключено, что именно этот документ послужил толчком для принятия ключевого решения на уровне Бюро Обкома ВКП /б/ от 16.11.48. [Архив музея Н.Г.Славянова]
Использованы материалы из архива Пермского краеведческого музея и Государственного архива Пермского края. Публикация подготовлена мной совместно с Е.С.Гусевым. Неоценимую помощь, как всегда, оказал pix009 (в артиллерийской части) и сотрудники Государственного архива Пермского края.
Оригинал поста смотрите в моем блоге в ЖЖ starcom68
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен