Найти тему

ОБОРОТНИ В ИКОНАХ. МУСТАФА КЕМАЛЬ. Часть II.

Как известно, территорию современной Турции, называемой на греческий манер Анатолией, с древнейших времён населяли армяне и греки. В начале XIV века большая часть Анатолии оказалась захвачена у Византийской Империи варварами-сельджуками, основавшими на её территории Османскую империю. На протяжении веков оставшееся в Анатолии греко-армянское христианское население, хоть и подвергалось гонениям, в большей или меньшей степени, но всё же могло существовать довольно мирно. Согласно данным, приведённым греческим историком Димитрисом Фотиадисом, к началу Первой мировой войны на территории Османской империи проживало около 2,5 миллионов греков. В то же время, в Королевстве Греция на 1914 год проживало около 5 миллионов человек. Естественно, при таком демографическом раскладе, вопрос о защите греческого населения Турции стоял в греко-османских отношениях довольно остро. Однако турки с 1914 года придерживались курса полной исламизации своей страны и с началом войны, оказавшись с Грецией по разные стороны баррикад, османское правительство начинает массовые гонения в отношении христиан. За 4 года первой волны геноцида, по оценкам греко-американского сообщества, более полутора миллионов греков были зверски замучены турками, или же вынуждены были бежать из Понта и Ионии (Северо-Восточная и Западная части Анатолии).

Карта Византии на 1180 год.
Карта Византии на 1180 год.

После поражения Османской империи в Первой мировой войне, согласно Мудросскому перемирию, Греческое Королевство получало контроль над Ионией. После высадки греческих войск в Смирне 15 мая 1919 года, несмотря на провокации со стороны желавшей контролировать ионийские порты Италии, греки успешно заняли Адрианополь (совр. Эдирне). К осени под контролем Греции оказалась территория от побережья Ионического моря до Ахметли и от реки Меандр до Аивали (совр. Айвалык). На этих землях исторически проживало греческое национальное меньшинство, которое теперь получило столь долгожданное воссоединение с остальной Грецией.

Вид города Смирна в 1880-х годах.
Вид города Смирна в 1880-х годах.

Что же касалось взглядов Мустафы Кемаля на национальные меньшинства Турции, то, согласно его тезисам, ключевыми элементами, необходимыми для строительства «Турции для турок» являются: Принятие пакта о национальном согласии, воспитание молодёжи в национальном ключе, повсеместное распространение национальной культуры, единство языка, истории и культуры на территории всей страны, поддержание турецкого национального самосознания и «правильные духовные ценности». Следуя этим идеям, Кемаль ещё во время созыва Великого Национального Собрания в Анкаре, провозгласил единство понятий «гражданство» и «национальность». Это означало, что все жители страны, все национальные меньшинства, из коих 20% составляли курды и около 18% греки и армяне, должны были быть «отюркизированны», а их языки подлежали полному запрету, наравне с культурой. Позднее, все эти принципы кемализма были закреплены в конституции 1924 года, окончательной утвердившей турецкий нацизм как единственную государственную идеологию Турецкой республики.

В течение 1919-1922 годов шла вторая греко-турецкая война, в греческой историографии сохранившаяся под наименованием Малоазийского похода. Кульминацией этой войны стал разгром греческих войск в битве при Думлупынаре 26-30 августа 1922 года, захват Кемалем Эскишехира 2 сентября и занятие войсками турок Смирны. Именно с событий в Смирне, как с центра малоазийского эллинизма, начинается реализация нацистских идей Кемаля. Действия турок по отношению к мирному гражданскому населению этого города, характеризуют их главнокомандующего с той стороны, с которой его портрет на турецкой лире не напечатают.

9 сентября 1922 года, когда турецкие войска вошли в Смирну, Кемаль объявил, что любого турецкого солдата, причинившего вред мирным гражданам города, ожидает расстрел. Тем не менее, уже вечером того же дня, когда французская жандармерия, поддерживавшая в Смирне порядок по мандату Мудросского перемирия, передала свои полномочия солдатам Кемаля, начались массовые грабежи, убийства и изнасилования. По свидетельствам американского консула Джорджа Хортона, очевидца геноцида, учинённого турками Кемаля в Смирне, помимо солдат национальной армии Ататюрка, активное участие в резне смирнских христиан принимали жители мусульманского квартала и турецкие партизаны. Вот, как он описывает дальнейшие события: «13 сентября турецкие солдаты облили бензином и подожгли множество зданий в армянском квартале, выждав время, когда дул сильный ветер со стороны мусульманского квартала. Затем они стали обливать бензином и другие места в христианско-европейской части (в частности перед американским консульством)».

Горящая Смирна
Горящая Смирна

Также, для более полного раскрытия картины, приведу отрывок из книги Джайлса Милтона «Потерянный Рай: Смирна 1922»: «Резня и пожар шли по всему городу и сопровождались зверскими истязаниями: так, девушкам после многократных изнасилований отрезали груди. Спасаясь от пожара, большинство христианских жителей столпилось на набережной. Турецкие солдаты оцепили набережную, оставив беженцев без пищи и воды. Многие умирали от голода и жажды, иные кончали с собой, кинувшись в море. Чтобы заглушить крики погибающих христиан, постоянно играл турецкий военный оркестр. Всё это происходило на виду военного флота союзников, который стоял в гавани, не вмешиваясь».

Ататюрк в Смирне
Ататюрк в Смирне

На этом фоне очень показательны действия Кемаля, к слову, руководившему процессом непосредственно. 17 сентября он направил телеграмму министру иностранных дел Турции, в которой дал чёткие указания о том, какие комментарии событиям в Смирне следует давать иностранным дипломатам и СМИ. Точка зрения предельно конкретна: «город был подожжён греками и армянами, которых к тому побуждал митрополит Хризостом, утверждавший, что сожжение города — религиозный долг христиан. Турки же делали все для его спасения». Митрополит Хризостом Смирнский, к слову, был зверски убит турками. Как следует из записок французских солдат, присутствовавших в Смирне во время резни, опубликованных в книге Джайлса Милтона, «Толпа схватила митрополита Хризостома и унесла его. (…) Затем они стали бить его кулаками и палками, плевать ему в лицо. Они кололи его штыками, вырывали бороду, выкололи ему глаза, отрезали нос и уши».

Тем не менее, точка зрения, высказанная в телеграмме Кемаля министру иностранных дел, принята как нерушимая истина в турецкой историографии. Как указывает в своём труде «100 великих диктаторов» историк И.А. Мусский, наблюдая за горящей Смирной и слушая крики умирающих греческих и армянских женщин и детей, Мустафа Кемаль заявил своим офицерам: «Перед нами знак того, что Турция очистилась от предателей и иноземцев. Отныне Турция принадлежит туркам».

Митрополит Хризостом Смирнский
Митрополит Хризостом Смирнский

Эвакуации гражданского населения мешал турецкий флот, перекрывший городскую гавань. Однако, чуть позже, под давлением Антанты, Кемаль разрешил эвакуировать из города людей, но, по данным историка геноцида Рудольфа Руммеля, Смирну запретили покидать мужчинам в возрасте от 17 до 45 лет. Их кемалисты объявили военнопленными и депортировали в центральные области Турции на принудительные работы, откуда никто уже не вернулся. На эвакуацию союзникам Греции отвели времени до 30 сентября. Затем, по указу Ататюрка, всех оставшихся также надлежало депортировать.

Как вспоминала позднее в своих мемуарах свидетельница событий в Смирне, суфражистка Эстер Лавджой, бывшая в то время в составе «Красного Креста» на борту французского судна, участвовавшего в эвакуации греков, «несмотря на то, что в гавани было много судов разных союзных держав, большинство судов, сославшись на нейтралитет, не стали забирать греков и армян, вынужденных спасаться от огня и турецких войск».

Эвакуация из Смирны
Эвакуация из Смирны

О потерях среди гражданского населения во время резни в Смирне, Руммель приводит число в 183 000 греков и 12 000 армян. Джайлс Милтон говорит о 100 000 погибших в Смирне и 160 000 депортированных и погибших впоследствии на принудительных работах греках. Таким образом, общее число жертв кемализма в Ионии от 200 000 до 260 000 человек.

Помимо боевых действий против Греции на западе, режим Кемаля Ататюрка, при поддержке РСРФСР, вёл в сентябре-декабре 1920 года войну в Армении. Причиной этой войны стала попытка образовавшейся после распада Российской Империи Армянской Республики завладеть Восточной Анатолией, согласно положениям Севрского договора. В итоге этой непродолжительной войны, совместными усилиями РККА и турецкой армии, вооружённой и снабжённой практически полностью на средства России, Турция присоединила Карсскую область, а Красная Армия, оккупировав Армянскую Республику, включила её в состав новой социалистической империи. По оценкам Кристофера Уолкера, приведённым им в книге «Армения: выживание нации», от рук турок в этой войне погибло около 250 000 мирных жителей армянских селений.

Тела замученных в Смирне греков
Тела замученных в Смирне греков

Таким образом, первый президент Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк окропил турецкое знамя кровью порядка 500 000 невинных горожан и крестьян, стариков, женщин и детей, на чьих костях началось строительство нового националистического государства – государства турок на земле, отнятой у греков и армян. Впоследствии, руки Мустафы Кемаля ещё раз опустятся по локоть в кровь невинных людей – во время проведения политики тюркизации курдов на территории Турции, в 1925-1937 годах, от рук турецких солдат погибло порядка 27 000 мирных курдов. Но даже эта цифра – ничто, в сравнении с жертвами среди христиан на заре эпохи кемализма. Эпохи, ставшей для будущего Турции основополагающей. Эпохи, не закончившейся через 100 лет после событий в Армении, Понте и Смирне. Ведь геноцид христиан турецкой стороной так по сей день и не признан…

-8