Недавняя встреча в Нижегородском кремле, куда я был приглашен в числе других экспертов, прошла под титулом «Первое заседание экспертного совета по Стратегии развития Нижегородской области».
Эта встреча в зале с огромным экраном для показа слайдов собрала пятьсот человек, что само по себе удивительно – обычно экспертные группы работают в гораздо более камерной обстановке. То есть, тут был явный элемент пиара, и вполне уместно вспомнить, что губернатор выходил на выборы со Стратегией под девизом «в ее разработке участвовало пятьсот тысяч человек».
То есть, это дань тенденции вовлекать гражданское общество в решение различных вопросов: «от вас зависит результат». Это было явным подтекстом встречи, которая, однако, что меня весьма удивило, прошла за полчаса. В десять начали, в половине одиннадцатого губернатор всех поблагодарил – и разошлись.
Такое впечатление, что на встрече были все – правительство, Заксобрание, Госдума, и так далее. Содержательного обсуждения не было, все получили брошюрочку, которую можно посмотреть и на сайте – этакая иконография, схемы.
Вступительное слово губернатора Глеба Никитина, потом министр экономического развития Игорь Норенков коротко (все выступления не больше семи минут) рассказал, что подготовительная работа проделана, предстоит реализация и экспертный совет должен подобрать механизмы для реализации этих схем.
Главным и наиболее содержательным стало выступление Ольги Щетининой, это главный администратор и руководитель Экспертного совета. Она рассказала о моделях реализации Стратегии – будет создано 37 рабочих групп.
Освещение в зале было полутемным, и было ощущение, что находишься в кинозале. Щетинина рассказала, что для каждого эксперта будет создан личный кабинет, все будут распределены по функциональным и отраслевым группам. Честно говоря, меня впечатлила столь четкая модель организации такого многочисленного корпуса экспертов.
Что из всего этого получится – не знаю. Но когда я разместил сообщение о встрече в Facebook, под ним сразу пошли довольно выразительные комментарии, где было немало иронии и сомнения. Те, кто вовлечен в процесс, в той или иной мере настроены на работу. Остальные же демонстрируют явный скепсис.
Я участвовал в двух рабочих группах в процессе подготовки Стратегии, и тогда у меня тоже возникло немало сомнений. Ясно, что главным был Ростех, проводивший всю организационную работу, которая, однако, упиралась в ожидание «майских» указов – и пока эти ориентиры не появились, регион не мог решиться на выстраивание собственной стратегии.
При этом надо сказать, что стратегировать, намечать важное, мы умеем довольно неплохо, но мы не можем выстраивать механизмы реализации.
Губернатор в своем выступлении подчеркнул, что и привлечение полумиллиона нижегородцев к обсуждению стратегии, и приглашение такого значительного числа экспертов и четкая организация их работы – это новация, которой в других регионах нет, за что нас заметили и похвалили. Так что желание такого публичного признания и внешнего эффекта во всем этом процессе явно ощущается.
Будет ли толк, сказать пока трудно. Слова все правильные, впечатление позитивное, все разошлись работать – с эмоциональным подъемом.
Василий Козлов