Правительство РФ в очередной раз пытается заставить регионы тратить деньги на ремонт и строительство автомобильных дорог. Получается пока плохо.
Большинство центральных регионов стабильно занимают последние места во всевозможных рейтингах, периодически публикуемых профильными организациями и институтами.
Проблема действительно актуальная, поскольку и так скудные региональные бюджеты зачастую объективно не в состоянии качественно ремонтировать и обслуживать дорожную сеть, не говоря уже о новом строительстве.
Новый проект методики оценки губернаторов по качеству дорог, рассматриваемый Правительством, идея конечно хорошая. Вопрос в том, за счет каких других статей бюджета губернаторы будут это качество финансировать.
Очевидно, что в более выгодном положение окажутся губернаторы тяжеловесы, имеющие связи и покровительство высоких чинов администрации президента и правительства. Они могут рассчитывать на дополнительные межбюджетные трансферты и дотации из федерального бюджета, дабы не оказаться в числе неудачников.
Другим же придется рассчитывать на собственные силы. А значит под нож пойдет статьи расходов, влияние которых на "эффективность" губернаторов наименьшая.
Напомним, в основной перечень критериев оценки губернаторов, утвержденный 18 декабря 2018 входят:
1. Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации).
2. Число высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики, тыс. чел.
3. Численность занятых в сегменте малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, тыс. чел.
4. Производительность труда в базовых несырьевых отраслях, индекс (2017 год – базовое значение).
5. Реальная среднемесячная заработная плата работников (2017 год – базовое значение).
6. Объём инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и средств федерального бюджета, в реальном выражении, индекс (базовое значение – среднее за 2015–2017 гг.).
7. Уровень бедности, процентов.
8. Общая продолжительность жизни, лет.
9. Естественный прирост населения, чел.
10. Количество семей, улучшивших жилищные условия, тыс. ед.
11. Уровень доступности жилья для жителей субъекта Российской Федерации.
12. Доля городов (населённых пунктов) с благоприятной городской средой.
13. Качество окружающей среды.
14. Уровень образованности.
15. Доля автомобильных дорог регионального значения и агломераций с учётом загруженности, соответствующих нормативным требованиям, процентов.
----------------
Как видно, отнять есть у чего. Например, сократить закупка медицинского оборудования (быстро не повлияет на "8. Общая продолжительность жизни"). Или можно не очень развивать благоприятную городскую среду, в тех городах где она якобы уже есть (ведь "12. Доля городов с благоприятной городской средой" от этого не уменьшиться)
Вызывают вопросы и предложенные в проекте параметры ремонта дорог. Так, например предполагается, что средний регион с протяженностью сети дорог 5-6 тыс км. должен будет ремонтировать порядка 300 км. Простые расчеты показывают, что с такой скоростью обновить весь асфальт получиться не ранее чем за 20 лет.
При среднем сроке гарантии на работы 5 лет - очевидно, что только 25% региональных дорог будут находиться в нормативном состоянии.
А есть еще дороги местного значения - про них в принципе никто не вспоминает. А ведь большинство пригородного и сельского и населения вынуждены ежедневно разбивать подвеску, пытаясь для начала добраться хоть до какого то асфальта.
Улучшать качество дорог конечно же нужно. И не только дорог, но и дворов.
Только вот публикация да и вообще наличия списка с критериями, скорее заставят губернаторов подгонять показатели, а не заниматься развитием региона. А подгонять цифры у нас умеют.
Нужно снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний - будут писать, что умер по неустановленной причине. Нужно сократить уровень бедности - понизят официальный прожиточный минимум, и бедных сразу станет меньше.
А что действительно может улучшить состояние российский дорог - так это:
+ введение нового обязательного для выполнения ГОСТа по строительству региональных дорог,
+ ужесточение требований к подрядным организациям, на предмет наличия техники, размера собственных средств, гарантий осуществления ремонта и пр.
+ уголовная ответственность чиновников, принимающих работы и формирующих задания
+ финансирование федеральным бюджетом ремонта местных дорог
А пока ждем. По плану Правительства к 2024 году более 50% региональных дорог должны быть в нормативном состоянии. Осталось не долго.