Сравните мультфильм 1967 года и сказку "Паровозик из Ромашково"
Чудесный мультфильм детства, который нравится всем. Мне тоже.
Не совсем стандартный для советских мультфильмов того времени смысл, что надо остановиться и посмотреть вокруг. Созерцание. Вразрез с типичной для того времени мульт-идеологией учиться и не лениться.
Вспоминаю паровозик, когда цветут ландыши. Ну как же,
если сейчас мы не увидим первые ландыши, то опоздаем на всё лето!
Да вообще, симпатичный паровозик, весёлая песня, хорошая идея - что ещё надо для доброго советского мультфильма.
А вы читали сказку Геннадия Цыферова "Паровозик из Ромашково"? А я сейчас прочитала. Сказать, что была удивлена, не сказать ничего. Думаю, как же так, неужели в детстве в мультфильме этого не замечала?
В сказке, как и в мультфильме, были и соловьи, и ландыши, и закат, и пассажиры, и, само собой, паровозик. А если кто-то не понял, в чем смысл, то:
Ты, конечно, понял смысл моей сказки. Иногда не стоит торопиться.
Если видишь красивое, если видишь хорошее - остановись.
Почти всё так же.
Только в сказке поездка паровозика заканчивается так:
А начальник станции немало удивился:
- Да вы же опоздали на три дня!
- Ну и что, - сказали пассажиры.- А могли бы опоздать на всё лето, на всю весну и даже на всю жизнь.
То есть три дня пассажиры слушали соловья, нюхали ландыши и встречали закат. Сначала пассажиры возражали, а потом "уже никто не спорил".
Во-первых, куда делись два дня? В сказке пассажиры под руководством паровозика целый день собирали ландыши, ещё одну ночь слушали соловья, и долго смотрели на закат. Во-вторых, пассажиры целого поезда исчезли на три дня... а мобильных тогда не было... И когда пассажиры всё-таки приехали, то сказали "Спасибо, паровозик".
А что же в мультфильме? Стала сейчас внимательно смотреть, чтобы понять, как это можно было не заметить?
Очень просто, в мультфильме этого нет.
Прелестный антропоморфный паровозик, во-первых, возит детей (с воспитательницей). Поэтому заезд за ландышами очень даже оправдан. Дети радуются и танцуют летку-енку. Затесавшийся в детский коллектив строгий дядя недоволен. В мультфильме встречают не закат, а рассвет, но показано, что они едут ночью. То есть всё очень четко. Во-вторых, когда пассажиры стоят и любуются рассветом, паровозик их торопит, мол, опоздаем.
И этот строгий дядя, который был недоволен, как раз произносит знаменательную фразу, что если не увидеть рассвет, то можно опоздать на всю жизнь.
Заканчивается мультфильм тем, что паровозик подъезжает и поёт вместе с детьми. А начальник станции, слыша песню, говорит:
Опять поёт. Значит, он встретил что-то очень интересное.
Вроде бы отличие в паре фраз, а смысл другой. Если в сказке паровозик заставляет взрослых людей "природу любить", то в мультфильме речь о детях, которым паровозик показывает то, что вокруг, и на что обычно внимание не обращают. И даже строгий дядя, который забыл, что такое ландыши и соловьи, хочет задержаться и посмотреть на рассвет.
И получился такой трогательный, теплый, искренний, немного наивный мультфильм, который учит хорошему. Уже 50 лет.