76-й музыкальный сезон в Уфимской филармонии насыщен серьезными концертными программами. В тот субботний вечер, 15 ноября, в Малом зале открылся Международный органный фестиваль, в Большом — состоялся гала-концерт «Любимые мелодии кино», посвященный 120-летию кинематографа.
Содружество «Талантов мира» под руководством Давида Гвинианидзе известно в России и за рубежом. Участники его авторских проектов — всегда желанные гости и в нашем Доме музыки. На сей раз в команде исполнителей: Анна Костылева (меццо-сопрано), Сергей Дудинский (тенор), Илья Викторов (баритон) и концертмейстер Станислав Серебрянников (фортепиано).
-
ПЛАМЕНЕЮТ ПАМЯТНЫЕ ЗВУКИ
К песням, ставшим «музыкальным зеркалом времени», Исаака Дунаевского привело молодое советское кино, куда люди ходили как на праздник. Удивительно светлые по своему мироощущению песни Дунаевского, сойдя с экрана, воспринимались как песни для всех. В этом году фильму «Веселые ребята» исполнилось 80 лет, но до сих пор мы с энтузиазмом поем радостный, жизнеутверждающий припев-афоризм, припев-лозунг:
Нам песня строить и жить помогает, Она, как друг, и зовет, и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадет!
Этим маршем открывается концерт, и на сцену строевым шагом выходят наши гости под музыку Дунаевского в сопровождении рояля Станислава Серебрянникова. Зритель уже привык к разнообразным проектам «Талантов мира», к бесконечной смене их участников и, как всегда, с удовольствием знакомится с новыми именами исполнителей.
Слушатели старшего поколения полны ожиданий музыки «Веселых ребят», тем более что концертная программа обещает песню «Как много девушек хороших». Наверное, каждый зритель вспоминает исполнителя главной роли, всенародного любимца Леонида Утесова с его манерой негромкого задушевного пения. Сегодня это «песенное чудо» звучит с уфимской эстрады, и мы слышим завораживающий лирический баритон Ильи Викторова. Лица зрителей озаряются светлой улыбкой, и губы вслед за певцом невольно повторяют знакомые слова:
Сердце, тебе не хочется покоя.
Сердце, как хорошо на свете жить... Сердце, как хорошо, что ты такое, Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!
ПРИЗНАНИЕ ТАЛАНТА
Думаю, читателю любопытно узнать кое-что из артистической биографии Ильи, начавшейся еще в раннем детстве, когда мальчик занимался в разных спортивных секциях, танцевальном кружке, пел в хоре и вокальном ансамбле «Золотой ключик». И когда пришло время выбора своего места в жизни, Илья поступил на музыкальный факультет Российской академии театрального искусства.
Большой успех пришел к нему в 2003 году. Он принял участие в конкурсе «50/50», заочным председателем которого был сэр Пол Маккартни, отдавший Илье пальму первенства. Десять лет назад молодого певца приняли в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, где он играет главные роли в постановках опер, известных мюзиклов, в том числе «Буратино», «Бременские музыканты».
Еще один артист, впервые посетивший Уфу — тенор Сергей Дудинский, выпускник Московской консерватории по классу сольного пения профессора Зураба Со-ткилавы. Особый драматизм, лиричность и экспрессия артиста способны в момент исполнения создать целый спектакль. Его талант оценили такие оперные дивы, как Галина Вишневская и Монсеррат Кабалье.
Два года назад в жизни молодого певца произошло удивительное событие: открытие именной звезды Сергея Дудинского в парке «Сокольники» на симфонической эстраде, рядом с легендарными именами Эдиты Пьехи и Муслима Магомаева. Так Министерство культуры отметило его вклад в пропаганду музыкального искусства.
Каждое выступление Сергея — это прожитая в песне жизнь, наполненная переживаниями героя. Впечатляет его «Осень», написанная Геннадием Гладковым на слова Владимира Лугового.
Эта осень к нам с тобой сошла с картины,
Тонкой нитью паутины вновь связала нас.
День прозрачный полон света золотого,
На меня ты смотришь снова, как в последний раз.
Легкая грусть живописной красоты приглашает зрителя к романтическому созерцанию, когда пробуждаются мысли о высоком и прекрасном.
Специалисты отмечают, что в любое исполнение, будь то русский шлягер или шедевр зарубежной эстрады, Сергей способен внести что-то свое. Так, в его необычной интерпретации мы услышали итальянскую песню «Влюбленный солдат». Да и к «Нежности» Александры Пахмутовой, к ее авторской версии он подошел с новыми вариациями.
В дуэте Сергея и Ильи зазвучало разудалое «Мерси боку!» из фильма «Три мушкетера», доставив нам приятные минуты воспоминаний о любимых артистах и их героях — отважных мушкетерах.
Ольга КУРГАНСКАЯ
В РИТМАХ
«ТАНЦУЮЩИХ ПАЛЬЦЕВ»
Теперь зрителю предстоит услышать меццо-сопрано Анны Костылевой. Уроженка Нижнего Новгорода, она окончила музыкальный факультет Государственного института театрального искусства. Ныне приглашенная солистка театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а также театра имени Покровского. Участница всероссийских и международных конкурсов, в 2008 году она стала обладателем Гран-при, а в «Романсиаде-2009» получила звание лауреата первой степени.
Певица имеет обширный концертный репертуар — от русских народных песен и романсов до оперных арий. Нам она предлагает известные мелодии голливудского кино. Мечтой о счастье звучит песня «Я хочу быть любимой» из фильма «В джазе только девушки», и на экране памяти появляется образ Душечки — очаровательной Мерилин Монро. Но вот в зал врывается лихая, озорная мелодия из американского фильма «Серенада солнечной долины», в музыкальных эпизодах которого звучит знаменитый оркестр Гленна Миллера. И как встарь мчится «Поезд на Чаттанугу», ныне управляемый исполнительской волей Станислава Серебрянникова, чей беспокойный ритмический пульс определяет скорость движения. Веселый поезд вовлекает Анну в дорожную суету, виртуозно разыгранную вокальным трио. Диву даешься, с какой легкостью Станислав преодолевает все крутые виражи, и уже не сомневаешься, что своих пассажиров он доставит в Чаттанугу вовремя и без приключений.
В нежных звуках музыкальной композиции из кинофильма «Кулик» мелькнула «Тень твоей улыбки», и голос Анны растворяется в ее мягких гармониях. Залу мгновенно передается артистизм и радость певицы от встречи со зрителем. И эта радость — не сиюминутный сценический эффект, а сияние ее глаз — не просто отблеск вечернего платья...
Концертная программа открывает новую музыкальную страницу — кинокомедии «Бриллиантовая рука». Под пальцами пианиста вскипает «вулкан страстей», и Анна эффектно входит в образ томной героини, чье «сердце гибнет в огнедышащей лаве любви».
Еще не стихли отзвуки мелодии Александра Зацепина, а Станислав уже играет бодрый джазовый мотив, в котором
Илья Викторов
ное свидание», состоявшееся в вокальном дуэте Анны и Ильи под ритм «танцующих пальцев» концертмейстера. Их голоса гармонично соединились и в музыке Марка Минкова «Старый рояль». В финале праздничного вечера мы услышали сочинение Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Как молоды мы были». Проникновенное исполнение Ильи обращено к сердцу каждого, кто слышит в этой песне вечный пароль молодости.
Выступление артистов продолжалось более двух часов, и все же расставаться было жаль. Оставалось только спеть всем вместе и пожелать друг другу хорошего настроения:
И улыбка без сомненья Вдруг коснется ваших глаз,
И хорошее настроение Не покинет больше вас!
ВСТРЕЧА С ПЕСНЕЙ -ПРАЗДНИК ДУШИ
Композиция концерта воспринимается как единое театральное действие, где есть музыка, пение, сценические костюмы и артистизм. Исполнители разыгрывают сценки и перевоплощаются, дополняя язык музыки языком театра и эксцентрикой. И мы не только слушаем, но смотрим, чувствуем и сопереживаем. Безусловно, сценическому успеху солистов способствует их партнерство со Станиславом Серебрянниковым, чей яркий талант кон-цертмейстера-импровизатора заслуживает гран-при зрительских симпатий.
Слушатель всегда ждет от любимой песни или старинного романса соприкосновения с волшебной красотой, проникающей в душу. Эта волнующая встреча продолжается и по окончании концерта, когда в сознании долго кружится знакомая мелодия, далекая и близкая спутница нашей духовной жизни.
Грусть и радость неповторимых мгновений продлевают состояние возвышенных, ностальгических чувств, которые и мы пережили вместе с поэтом Владимиром Фирсовым:
Забытых песен дивные начала Нет-нет да вспомнишь Средь земных забот.
И вновь стоишь,
Как будто у причала,
И ждешь
Ушедший в детство пароход.