Нести военную службу тяжело и в военное, в мирное время. А служба на подводной лодке – задача, которая не каждому по силам. Груз огромной ответственности, ложащейся на плечи каждого бойца, выходящего в море, таков, что не все могут его выдержать. Экипаж подлодки «К-219» во главе с командиром Игорем Анатольевичем Британовым выдюжил, справился в ситуации, когда одно неверное движение могло привести к страшной ядерной катастрофе, по масштабности сравнимой с чернобыльской.
Взрыв на подлодке
В 1986 году РПК СН «К-219» вышел в море в порту Гаджиево. Экипаж получил боевое задание: достичь берегов Соединенных Штатов. Патрульную службу следовало вести там до момента, когда начальство даст отбой.
На борту ракетоносца находились 15 ядерных реакторов.
Буквально сразу после выхода обнаружилась серьезная неисправность – течь в 6 отсеке. Для того чтобы не допустить попадания воды дальше, ее стали откачивать.
К моменту, когда лодка приблизилась к пространству между Исландией и Англией, она была обнаружена американцами, которые тут же взяли объект под наблюдение.
3 октября 1986 года откачивать воду при помощи шлангов приходилось уже дважды в сутки. Но сдержать водные массы все-таки не удалось, и они хлынули в шахту, полностью разгерметизированную. Для предотвращения возможного взрыва был предпринят маневр всплыть на глубину 50 м и выстрелить ракету аварийным запуском.
Однако взрыв все-таки произошел. При этом оказались поврежденными плутониевые боеголовки. Начал выходить ядовитый газ. Если бы события продолжали идти своим чередом, в море оказался бы выброшенным огромный объем плутония.
Ликвидация последствий
Экипаж принял решение закрыть компенсирующие решетки. Матрос Сергей Преминин и старший лейтенант Николай Беликов вошли в реакторный отсек, надев защитные костюмы (которые практически не выполняли защитных функций, так как не были предназначены для работы непосредственно в реакторном отсеке).
Нечеловеческими усилиями им все-таки удалось закрыть решетки вручную. Беликов потерял сознание. Преминин скончался на месте от удушья, так как не смог выбраться.
Самое страшное, казалось, позади. К этому времени подошла помощь с нашей стороны – экипаж эвакуировали на судно «Красногвардейск».
На потерпевшем крушении судне остался только капитан Игорь Британов. Он не мог покинуть подлодку, так как вблизи курсировали американские военные, неоднократно предлагавшие помощь.
Их мотивы были ясны: сделать фотографии и снять планы вооружения, находившегося на «К-219», а оно было засекречено. Чтобы этого не допустить, Игорь Британов находился на лодке до последнего момента – почти сутки в полном одиночестве. Он пересел в спасательное судно ровно за 2 минуты до окончательного погружения «К-219» в воду.
Во время буксировки «К-219» советским кораблем трос неожиданно оборвался. Судно, напичканное ядерными боеголовками, ушло на дно. Там оно и покоится до сих пор. По мнению ученых, опасность высвобождения плутония практически равна нулю, поскольку на такой глубине вода неподвижна.
Матрос Сергей Преминин посмертно получил звание Героя Российской Федерации. А вот капитана судили.
Его уволили с флота без права носить военную форму и лишили звания. Правда, звание через 10 лет вернули.
Британов во флот больше не возвращался. Он уехал на Урал, где живет и сейчас. Ему бы дать награду – ведь благодаря его умелым действиям, из 119 членов экипажа удалось спасти 115 человек, а самое главное – мир был спасен от трагедии, последствия которой мы бы ощущали до сих пор. Но об этом речи нет. Хорошо, что не отправили за решетку.
Если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишете комментарии. Спасибо за внимание.