Есть профессии, представители которых совершают ежедневные маленькие подвиги: сам характер их работы это предполагает. Таковы, например, профессии врача, подводника, космонавта. К этому же разряду можно смело относить летчиков-испытателей. Чтобы поднимать в воздух новые, еще не проверенные самолеты, надо обладать немалым мужеством! А уж для того, чтобы на подобном еще не очень хорошо «обкатанном» самолете преодолеть Северный Полюс, необходимо быть просто героем!
Валерий Чкалов и его команда: предыстория легендарного полета
Родился будущий испытатель в 1904 году в Нижегородской области. Семья была самая что ни на есть «пролетарская»: отец трудился на судоверфи, мать занималась домашним хозяйством. С детства Валерий мечтал о небе, о чем-нибудь необыкновенном, и действительно, его ожидало незаурядное будущее. Окончив семилетку, Чкалов поступает на работу на судоверфь. Но как только подвернулась возможность, он ее использовал и сумел выучиться на летчика.
Молодой командир (Чкалов имел офицерский чин) отличался исключительной смелостью, отвагой, но, как отмечали его начальники, не особенно любил дисциплину. За отвагу и отменную храбрость его любили Серго Орджоникидзе, Клим Ворошилов. Благоволил к нему сам товарищ Сталин.
В середине 30-х гг. прошлого столетия перед СССР, вступившим в эпоху индустриализации, стояла задача доказать всему миру силу и мощь советского государства. Гениальный конструктор Туполев закончил работу над самолетом АНТ-25, специально рассчитанным на сверхдальние перелеты: размах крыльев АНТ-25 превышал длину фюзеляжа в 2 с половиной раза!
Руководство поставило перед летчиками 2 задачи:
найти кратчайший путь в Америку;
побить рекорд дальности полета.
АНТ-25 должен был стартовать в СССР, пролететь через Северный Полюс и приземлиться в Соединенных Штатах.
На роль первопроходчиков отобрали 2 команды: экипаж Леваневского, уже имевшего опыт сверхдлительных полетов, и экипаж Чкалова. Но первому не повезло: самолет вернулся вскоре после взлета, потому что произошел внезапный выброс масла.
С этого момента стало ясно: полетят пилоты Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков.
Над Полюсом
18 июня 1937 года АНТ-25 с полными баками топлива вылетел с аэродрома Щелково и взял курс на север. Для того чтобы огромная машина могла оторваться от земли без помех, для нее построили специальную взлетную полосу и горку для разгона.
Предполагалось, что полет будет проходить на высоте 3000 м. Однако погода внесла коррективы в эти планы: из-за облачности и сильных обледенений экипажу пришлось все время лавировать, меняя высоту.
Уже на подлете к Америке самолет взмыл на высоту 5500 м, а когда проходил над Кордильерами, столкнулся с мощным атмосферным фронтом. Вместо отдыха пилоты, сменяя друг друга, постоянно боролись с обледенением. К концу полета выяснилось, что у Чкалова и Байдукова кислород в индивидуальных баллонах практически израсходован. У Чкалова пошла носом кровь. Летчикам стало тяжело двигаться, начали появляться признаки кислородного голодания.
В какой-то момент случился перегрев двигателя, и все жидкости в самолете пришлось использовать для его охлаждения.
В итоге вместо запланированного Сан-Франциско самолет решили посадить в Ванкувере, что и было выполнено. Торжественная встреча летчиков состоялась 20 июня. Полет, таким образом, длился 63 часа.
В результате полета цель, строго говоря, не была достигнута: не удалось перешагнуть рекорд дальности беспосадочного перелета, установленного французами, – более 9000 км.
Экипаж Чкалова преодолел «только» 8504 км. Но впервые в истории человечества была проложена воздушная дорога между СССР и Соединенными Штатами через Северный Полюс.
Слава Валерия Чкалова прогремела на весь мир. Но судьба его оказалась трагической: буквально через год Чкалов погиб на очередных испытаниях. Самые храбрые и отчаянные прокладывают дорогу и погибают первыми. Как бы мы ни относились к Советскому Союзу, имена его героев, таких как Чкалов, навсегда останутся в нашей памяти.
Если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишете комментарии. Спасибо за внимание.