Найти в Дзене
ServiceGuru

Простые правила делегирования или трудоголики уже не в моде

Оглавление

“Нужно делегировать задачи подчиненным” – говорят бизнес-тренеры и преподаватели.

“Мои подчиненные не смогут сделать ничего дельного, я лучше сам!” – говорят менеджеры.

На перерывах между лекциями на курсе “Сильный менеджер” в Школе Новикова ко мне часто подходят студенты, и говорят, или нет, даже плачут, о том, что они не помнят, когда у них последний раз был выходной день. Что они делают все своими силами, и еще и работают за официантов.

– Нельзя так себя насиловать, отдыхайте больше! - говорю я.

– Но я люблю свою работу и только я могу сделать ее идеально! - отвечает мне менеджер М.

– А если вы вдруг, не дай Б-г, заболеете?

– Ну я вот болела недавно, ходила на работу с температурой 39,5.

– А что случится, если вы не придете на работу из-за болезни?

– Все пойдет не так. Мои сотрудники не смогут справиться сами, и мой руководитель будет в ярости. Я не могу болеть.

-2

А может быть, ваши сотрудники не справятся сами лишь потому, что вы не даете им такой возможности? Тут у вас явно появится ответный аргумент: они все испортят, им нельзя доверять. Окей. А почему вы, пардон, работаете с теми людьми, которым нельзя доверять?

На самом деле, страшная правда жизни в том, что если вы хотите серьезных отношений со своей работой, а не страстного краткосрочного романа, который точно закончится перегоранием, или даже взаимной ненавистью, то делегировать придется.

Я очень хорошо помню открытие своего кафе, где я не только была управляющим проекта, но и работала в зале и на кухне наравне с остальными. Покрываюсь холодным потом, когда вспоминаю 2,5 месяца работы по 15 часов в день без единого выходного, одновременно выстраивая работу кухни и зала, общаясь с гостями и решая операционную текучку.

В конце этого периода у меня случился жестокий нервный срыв, и в какой-то день просто не смогла говорить совсем. Я могла либо истерически смеяться, либо реветь. Думаете, я пошла домой? Нет, я просто решила провести день не выходя в зал и не пугая гостей, своих сотрудников пугать мне казалось нормальным. И да, моя команда действительно ничего не предприняла, чтобы мне помочь. Потому, что не умела, и у нее не было возможности научиться – я же все делала сама, думая, что они не справятся.

Только потом мне пришло осознание, или даже озарение, что я категорически не права. Так нельзя, друзья, не повторяйте в домашних условиях! Справятся, еще как. И помогут вам, и новые идеи тут же появятся, и они будут вам благодарны за возможность сделать свою работу интереснее и более ответственной. Нужно просто научиться грамотно ставить задачи своим сотрудникам и доверять им.

Несколько важных правил, которые я для себя фактически выжгла татуировками:

Нужно уметь отдыхать

Эффективность теряется очень быстро, если мозг и тело не разгружаются. Да, те ваши коллеги, которые привыкли, что вы всегда на работе и всегда при исполнении, будут недовольны. Но давайте примем один факт: то, что вы находитесь “при исполнении” 24/7 для них уже норма, гигиенический фактор. Вы думаете, что они вам благодарны? Уже нет, они просто привыкли. Это нормально. Поэтому предлагаю вместе с ними проговорить тот момент, что вы не биоробот и вам правда нужен отдых. Иначе вы уйдете, потому что работа в компании доведет вас до срывов и болезней. Трудоголиком быть больше не модно! Не хватает людей? Ищите людей, а не закрывайте собой дыры. Все начинается с договоренностей.

Делегировать все, что можно делегировать

Схема такая: ставите задачу по SMART (выполнимую, конкретную, с измеримым показателем, ограниченную по времени, и так далее). На полпути к дедлайну спрашиваете, как дела – получается ли, нужна ли помощь. Обязательно даете обратную связь! Потом наступает дедлайн, и вы проверяете выполнение задачи. И снова даете обратную связь. Профит! В какой-то момент вы поймете, что работа выполняется, а у вас закончился нервный тик и пузырек с корвалолом уже месяц стоит нетронутый.

Сотрудникам нужно доверять

Вашим сотрудникам можно и нужно доверять выполнение важных задач. Иначе это НЕ ВАШИ сотрудники.

-3

Как-то так, друзья. Если вам тоже кажется, что ваша жизнь похожа на бесконечную поездку на горящем велосипеде по горящей трассе в аду, советую вам остановиться, заземлиться и подумать. И как можно скорее структурировать свой рабочий график, поставив в него долгожданные выходные. А если вам все еще кажется, что ваша команда не справится, подумать еще раз: а уверены ли вы в том, что вы правильно ставите им задачи (и вообще, ставите ли?). И если ответ на предыдущий вопрос – да, то опять садитесь думать, а правда ли вам нужна такая команда.

Статью написала Евгения Лерман, руководитель образовательных программ ServiceGuru.