В этом году исполняется 105 лет со дня постройки здания по улице Декабристов, 16 (бывшая Азиатская), где до революции размещалась женская гимназия. Что она из себя представляла, какие предметы там изучали, какую стипендию получали? Что размещалось в этом здании после женской гимназии, чем интересны эти периоды?
С 1914 года женская гимназия размещалась в доме купца 2-й гильдии Ш. Х. Хамитова, построенного в стиле модерн.
Купец торговал сырьем и пушниной, активно занимался благотворительностью.
В первый класс принимали девочек 11 – 12 лет после сдачи экзаменов. В основном это были дочери богатых купцов и состоятельных мещан. Плата за обучение в младших классах (1 – 4) составляла 45 рублей в год, в старших – 60 рублей.
В первый год в гимназии учились 196 человек, из них 57 – из Орского уезда.
– Полный гимназический курс, семь классов, включал следующие предметы: Закон Божий, русский язык, церковнославянский язык и словесность, математику, географию всеобщую и русскую, естественную историю, всеобщую и русскую историю, физику и математическую географию, чистописание и рукоделие, – рассказывает краевед Т. Черкас. – Сверх того из необязательных дисциплин в гимназическом курсе были французский и немецкий языки, а также педагогика и рисование. По окончании выдавался аттестат Оренбургского учебного округа Министерства народного просвещения.
После окончания общего курса наук в Орской женской гимназии можно было поступить в восьмой (дополнительный) общеобразовательный класс, где изучались алгебра, тригонометрия, физика, словесность, французский, немецкий и латинский языки.
Выпускницы дополнительного класса могли работать учителями, пользовались преимуществами при поступлении в институт и на работу.
В 1915 году земское собрание Орска учредило для хороших учениц гимназии стипендии по 50 рублей из средств уездного земства.
В женской гимназии действовал педагогический совет, председателем которого в 1916 году был Смирнов, начальницей гимназии – Глызович, законоучителем – священник Чемезгин.
С 30-х в здании размещалась средняя татарская школа, после войны – третий корпус пединститута.
– В татарской школе учились мои сестры, – вспоминает ветеран труда Е. Даутова. – Преподавание велось на национальном языке, поэтому русский знали плохо. Вот почему многие потом не могли поступить в институты. Помимо образовательной деятельности, в школе велась внеклассная работа. К примеру, пользовался популярностью кружок рукоделия, занятия физкультурой и спортом.
Что скрывается за фасадом
В 1993-м в здание бывшей женской гимназии перевели станцию юных туристов, позднее реорганизованную в Центр детско-юношеского туризма и экскурсий.
Учреждение проводит и организует массовые мероприятия: соревнования по технике пешеходного, лыжного, водного туризма, спортивному ориентированию, городские учительские и ученические турслеты, краеведческие конференции, автобусные и пешеходные экскурсии.
На первом этаже расположены учебные кабинеты и кабинеты педагогов, душевые кабины, туалеты. Бросается в глаза стенд с фотографиями воспитанников – победителей и призеров соревнований.
На втором этаже – спортзал для занятий, где отрабатывают навыки воспитанники. Здесь же пункт временного размещения на случай наводнений и чрезвычайных ситуаций. Кроме того, имеется мини-общежитие на 25 спальных мест. Дело в том, что в Орск приезжают спортсмены из других городов, которые здесь останавливаются во время проведения соревнований.
Сегодня в центре занимаются 1150 человек в возрасте от 7 до 23 лет. В год проходит около десяти соревнований областного масштаба, не считая городских. Участвуют воспитанники центра и во всероссийских, правда, пока призовых мест не привозили. Что привлекает детей? Романтика, яркие впечатления. Все это они получают. Помимо приобретенных навыков, укрепляют свое здоровье.
В основном занятия педагоги проводят на базах школ. Большой популярностью пользуется спортивное ориентирование, водный туризм, турслеты. То же самое касается проведения экскурсий. К примеру, в прошлом году провели 225 экскурсий с охватом 6 тысяч детей.
Удовольствие это платное, одна экскурсия стоит 85 рублей, к тому же нужно набрать группу не менее 20 человек. Участники знакомятся с историей города, ездят на гору Полковник, где добывают орскую яшму, на солнечную электростанцию, в женский монастырь, расположенный в поселке ОЗТП, другие интересные места.
Во время экскурсии «Город в двух частях света» группы подво-зят к зданию центра, им рассказывают его историю. Многие удивляются тому, что, несмотря на «преклонный возраст», оно хорошо сохранилось. Что ни говорите, а наши предки умели строить на века.
«Иван Петрович, к доске»
В 60 – 70-е годы в этом здании размещалась вечерняя школа № 4. В ней училась рабочая молодежь с 8 по 10 класс. Юноши и девушки изучали такие же предметы, как в общеобразовательной школе.
– Молодежь стремилась к учебе, – вспоминает ветеран педагогического труда школы № 4 Л. Костина. – Предприятия были заинтересованы в грамотных кадрах, шли им навстречу. Одни занимались утром, другие вечером.
Возраст учеников не был одинаковым, да и на производстве они занимали разные должности и общественное положение. Вот почему к некоторым мы обращались по имени и отчеству. Никто не удивлялся, когда педагог, например, говорил: «Иван Петрович, к доске».
Кроме проведения уроков, педагоги вечерней школы посещали предприятия, знакомились с условиями работы учеников, руководством, интересовались тем, как их подопечные трудятся. Таким образом, были в курсе многих дел.
После окончания заведения выпускникам вручали аттестаты о среднем образовании, многие поступали в техникумы и институты.
– А приходилось кого-нибудь из ваших подопечных оставлять на второй год? – спрашиваю у Костиной.
– Практически нет, – отвечает Лидия Александровна. – Еще раз подчеркну: молодежь стремилась к знаниям.
Со временем набор в вечернюю школу стал снижаться, и она прекратила свое существование.
Галерея не прижилась
В 90-е годы это здание отдали под детскую картинную галерею. Директором стала В. Денисова.
– В городе тогда не было выставочного зала, – рассказывает председатель Орского отделения Союза художников России А. Еремин. – Поэтому нам предложили выставлять там свои работы. В то время в здании размещались работы художника Митцева (которые до этого находились в школе № 7), так что места хватало. Хотя здание не было приспособлено для такой деятельности: небольшие залы, комнаты, особо не развернешься. К тому же сказывалась удаленность от центра. Вот почему большого интереса такие выставки не вызывали. Позже детская картинная галерея переехала в здание детского сада в районе рынка «Авангард». В 2001 году там организовывал выставку. Затем уже в Орске появился выставочный зал.
Что касается здания бывшей женской гимназии, то оно художниками еще использовалось.
– Во время проведения пленэров в Старом городе администрация Центра детского и юношеского туризма и экскурсий предоставляла нам места для работы, – продолжает Еремин, – где художники завершали свои картины.
Однако картинной галереи, к сожалению, в Орске до сих пор нет.
– А она крайне необходима, – замечает художник Н. Леонтьев. – Ведь сколько прекрасных работ остается, они могли бы найти там достойное место.
До сих пор не в реестре
К сожалению, внешний вид здания претерпел частичные изменения. К примеру, вместо деревянных дверей появились пластиковые, что, конечно же, искажает архитектурный стиль. Видимо, на это пошли не от хорошей жизни, а из-за дефицита средств.
Как выяснилось, здание до сих пор не внесено в реестр, хотя представляет историческую, научную, архитектурную и культурную ценность. Как такое могло произойти, остается только гадать. Тем не менее еще не все потеряно.
– Инициатива здесь должна исходить от учреждения, которое сегодня находится в этом здании, – считает краевед Черкас. – Оно должно подготовить ряд документов, которые следует направить в Управление образования города, а оно в свою очередь выйти на министерство культуры и внешних связей Оренбургской области. Не должен оставаться в стороне и отдел культуры администрации города. Могу оказать содействие при подготовке необходимых материалов.
В свое время в центре провели капремонт первого этажа, а вот на второй средств не хватило.
Кто знает, возможно, и до него дойдет очередь.