О тете моей рОдной, старшей сестре мамы, вообще-то не отдельные рассказы надо писать.
Там меньше чем книгой не обойтись. Как бы не целым собранием сочинений.
На самом деле весь источник проблем заключается в одной любимой тетиной фразе, которую она повторяла постоянно при каждом удобном и неудобном случае. Звучала эта фраза так:
- Все равно как я скажу, так и будет!
И ведь добивалась своего. Не мытьем, так катаньем. Не просьбой, так приказом. Не уговорами, так через суд. Как ей удавалось убедить суд в своей правоте, в некоторых случаях вообще невозможно догадаться.
Хотя она очень ловко могла сыграть роль "бедная несчастная старушка, обижаемая всеми подряд и особенно родственниками". Именно сыграть. Со здоровьем и физическими силами у нее было все отлично. А тот, кто на самом деле рискнул бы ее обидеть, моментально об этом бы пожалел.
Но подозреваю, что именно за счет этого актерского таланта она в судах и выезжала.
Впрочем, не всегда.
Да и с обычными людьми, бывало, волшебная фраза не срабатывала.
Так, против своей мамы тетушка была бессильна. Бабушка хоть никаких лозунгов не произносила, но семью держала в суровых рукавицах. Только когда бабушка уж совсем одряхлела, тетушке удалось занять лидирующую позицию.
А так довольно долго она поперек матери слова не могла пикнуть.
Замужем тетушка никогда не была. Даже каких-то лиц противоположного пола с ней рядом никогда не наблюдалось. Смотрела она на них очень высокомерно. Может, этим и отпугивала.
Детей у нее тоже не было.
Вообще из ближайших детей, с которыми она имела дело, были только я да за несколько лет до того мой двоюродный брат. И то брат в ограниченных количествах, поскольку жил отдельно. И у него имелась мама, вполне занимавшаяся воспитанием сына.
Да и моим воспитанием и развитием она не сильно заморачивалась. Хоть мы и жили все в одной квартире.
Настолько не сильно, что до моих лет восьми была уверена, будто у меня не зажила пупочная ранка.
Тем не менее о том, как воспитывать детей, и как правильно вести себя с мужем, тетя знала все.
И старательно несла эти знания в массы.
Ну да, какие-то книги она по этой теме прочла. И даже наблюдала за отношениями в семьях своих приятельниц. Или что-то соображала на основе их рассказов.
И детей, как видите, в своей жизни встречала.
Но при этом она мнила себя просто главным специалистом в этих областях семейных отношений. Непререкаемым авторитетом, чьи суждения неоспоримы, а замечания надлежит выполнять сию секунду.
И будет всем счастье.
Сначала я это на собственной шкуре прочувствовала. Когда маме говорилось, как со мной правильно поступить. И что ни в коем случае нельзя детям потакать. И баловать их нельзя. А то на шею сядут.
Что им велели, то пусть и делают.
Уж не знаю, что я там такого отчебучивала в садиковском возрасте, чем сподвигла тетю на такое мнение о себе. Лично я так помню, что в основном болела, и тяжело. Иногда довольно продолжительное время вообще не вставая с постели.
Что вполне подтверждается моей детской карточкой, которой при желании вполне реально кого-нибудь прибить, если ей кому по голове заехать.
Может, в перерывах между болезнями я и вела себя как истинное исчадие ада, не знаю. Вон и бабушка со мной только год выдержала, когда врач рекомендовал меня в садик не водить. Правда, бабушке тогда уже под семьдесят было, да еще и дедушка больной на руках, почти полностью парализованный, практически сумасшедший. Да хозяйство все на ней.
Да тут еще ребенок больной, которому таблетки-мази-порошки-капли по часам давай, да по врачам с ним бегай, да еду отдельно готовь, да пока гуляет, присмотри хоть как-нибудь. Присмотреть, правда, получалось не всегда.
Потому что, пока я в садик не ходила, я болела меньше. Но все равно довольно-таки много. И режим дня надо было соблюдать. А есть меня не заставишь, а спать днем не уложишь. Те еще хлопоты.
Но в школьном возрасте я всяко хлопот не доставляла. Если дерзила и прекословила, то более чем умеренно. Уроки со мной делать было не надо. Я справлялась сама. И была хронической отличницей, несмотря на то, что из-за болезни много пропускала.
Потому что, даже когда пропускала, я все равно дома делала все уроки - и те, что в классе, и те, что на дом.
А читать научилась в пять лет. И стала читать подряд все, что напечатано. При этом запоминать. Библиотека в доме была богатая...
Так что здесь претензий быть не могло.
Но тетя все равно находила, к чему придраться. То почему четверок нахватала, может ведь на круглые пятерки учиться, видать, ленится.
То почему по дому мало помогает, уже большая, 8 лет. Ну и что же, что недавно болела, еще толком не окрепла, и в учебе немного отстала, вон, текущие четверки появились.
Надо меньше отдыхать, больше работать. Пусть полы помоет, в магазин сгоняет, в очереди постоит. И гладить тоже уже может, а то бабушка из сил выбивается.
Нет, эти требования как раз были вполне справедливы. Другое дело, что там шло именно "чтобы в 15-00 полы были уже вымыты", и никого не беспокоило, что к тому времени уроки еще не все. Потому что пропустила, а задачка попалась сложная, а ее надо решить, иначе потом за четверку влетит.
То не так ответила, "с подружками своими так разговаривай". То не так посмотрела, "порядочные дети смотрят в глаза, а не куда-то вбок, словно ты вор и тебе есть что скрывать".
Ревела я от тети, помнится, каждый день. Иногда не по разу.
Ну и фирменный метод "бойкот" мама тоже разработала благодаря сестре. Это когда со мной не разговаривали по нескольку дней за какую-то провинность.
Хотя я вроде бы никого не убивала, чтобы заслужить подобное наказание.
Мама еще ладно, она дольше одного дня не выдерживала. Тети хватало гораздо надольше. И до недели могло доходить. Впрочем, мне это было даже на руку. Меня тогда меньше воспитывали и читали нотации.
Тетя могла подойти на улице к незнакомому ребенку, который устроил истерику. И стояла, молча глядела, поджав губы. Потом произносила сухо:
- И долго ты так еще будешь орать?
Иногда срабатывало. Ребенок замолкал и быстро убегал в испуге.
Времена были другими, никто из родителей этих детей не жаловался.
Если на ребенка не действовал тетин взгляд, она потом долго рассказывала, какие нынче люди пошли, завели детей, а воспитать не могут, ничего им не помогает!
Если действовал, то рассказ был примерно таким же, но с дополнением в стиле "а что там такого сложного, почитали бы хоть какую литературу, эх, совсем обленились, ничего не хотят знать. А туда же, детей рожают".
Продолжение следует
Фото pixabay.com
Текст мой.
Если понравилось, пожалуйста, ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на мой канал!