Когда деревья были большими, трава зеленой, и не было музыкальных агрегаторов, Yandex Музыка, Apple Music, социальных сетей и прочих площадок для промо своего музыкального материала - самым простым и доступным источником познакомить аудиторию со своим творчеством была ротация на радиостанциях.
Структура любой радиостанции такова, что решение о пополнении музыкальной составляющей станции всегда находится на усмотрение программного директора. Этот человек отвечает за все процессы, которые слышно в эфире: музыка, ведущие, конкурсы, специальные программы, и т.п. Он с помощью музыкального редактора проводит еженедельный обзор вышедшего материала и берет на себя ответственность за постановку в эфир того или иного трека.
Принципы, которыми руководствуется программный директор закладывают формат радиостанции. Это делается для того, что бы аудитория, которой нравится тот или иной стиль музыки, максимально долго слушала радиостанцию. Это как с Macdonald's. В Москве или Нью-Йорке вы получите один и тот же бургер, по одному и тому-же рецепту, и если вас не смущает фастфуд, то с большой долей вероятности вы выберете его, в незнакомой обстановке. С радиостанциями также - вы сделали формат, получили лояльную аудиторию и поддерживаете формат, для того что-бы ее сохранить, и получать деньги за рекламу.
Теперь о главном. Все люди разные, и понимание терминов: "коррупция" и "взятки" у них тоже разные, но, психологически любой человек обладающий властью рано или поздно задумается как извлечь из нее дополнительную выгоду. Так и с программными директорами.
В начале века ходили слухи о том, что программный директор одной крупной федеральной радиостанции (станция, которая вещает на большое количество городов России), брал взятки за ротацию. Суммы, по слухам, доходили до 40 000 $ за ротацию продолжительностью один месяц и частоту повтора трека в шесть раз в день (с такой частотой "крутят" самые популярные треки). За руку человека никто не поймал, но, дыма без огня не бывает. Один популярный в то время музыкант говорил мне лично о том, что давал такую взятку.
Казалось бы, время поменялось и сейчас достаточно хороших песен для того, чтобы стать известным и начать зарабатывать на гастролях (доходы музыкантов от продажи треков в России ужасающе малы, и составляют порядка 5-10% от общей суммы), но не все так просто. Входной ценз в музыкальную индустрию ужасающе низок, и любой немного овладевший компьютерными программами по созданию музыки и купивший микрофон за 200 рублей считает, что создает хорошо продукт. Разместив свое творчества в музыкальных магазинах (это очень просто и стоит порядка 20$), и не получив желаемого результата человек идет на радио, место, где как ему кажется можно договориться. В этой точке все зависит от программного директора.
В моей работе был такой случай, ко мне обратились представители девушки ди-джея из Украины. В нее активно вкладывали деньги, ее треки были в ротации украинских радиостанций, но ребят хотелось в Россию. Человек, представившись Николаем, прислал треки "послушать", оценить возможность их появления на станции, программным директором которой я тогда являлся. Получив отказ из-за низкого качества материала, он не смутился, и тут же предложил 15 000 $ за: "погонять месяцок", как он выразился. Деньги я не взял, потому, что материал и правда был очень плохой. Но это было давно.
Что же сейчас? Можно ли попасть в ротацию на радио за деньги? Можно.Есть одно важное "но": об этом нужно суметь договориться с программным директором, существом пугливым и в некоторых случаях принципиальным.
Сейчас в радиосреде ходит слух, что программный директор нескольких федеральных радиостанций находящихся в одном холдинге, "сидит на зарплате" у одного известного музыкального лейбла, помогая лейблу распространять свою музыку. Но за руку никто, конечно, никого не ловил. Но, по слухам прибавка к зарплате менеджера составляет до полумиллиона рублей в месяц.
Кстати, если убрать из этого уравнения деньги, то оно очень живуче в мире радио, и происходит это так: радиостанции для чего-нибудь, собственный фестиваль, промо-компания, гостевой эфир, нужен тот или иной исполнитель, и радио договаривается с ним: "мы ставим твои песни в нужно объеме", который определяется сторонами, - "а ты делаешь то, что нам необходимо". Натуральный обмен, или как говорят коммерсанты - "бартер".