«Богемская рапсодия», «Лето», «Фаворитка» — какие-то биографичные фильмы мы одобрили, какие-то посеяли в нас неверие. Мы вспомнили, какие эмоции вызывали другие байопики у реальных людей, чьи биографии стали сюжетами фильмов, основанных на реальных событиях.
1. «Последствия» (2017): сюжетная линия сильно изменена
В основе сюжета фильма Эллиотта Лестера лежат события, произошедшие в 2002 году, и их развязка, последовавшая спустя 478 дней. Из Москвы в Барселону к Виталию Калоеву, который занимался в Испании проектированием домов, летела в гости его семья — жена Светлана и дети, 11-летний Константин и 4-летняя Диана. Ошибка авиадиспетчера Петера Нильсена привела к столкновению в воздухе двух самолетов, российского Ту-154М и немецкого Boeing-757. Все пассажиры обоих рейсов погибли. 22 февраля 2004 года Калоев нашел швейцарского диспетчера, ответственного за случившегося, и эта встреча закончилась для Петера Нильсена смертью.
Виталий Калоев сказал в интервью ТАСС, что ничего не имеет против фильма. Напротив, относится к нему как к произведению, которое увековечит память его жены и детей. Единственное, что его обеспокоило после просмотра трейлера, — общий тон повествования.
«Совершенно без разницы, как меня сыграет Арнольд Шварценеггер, — сказал он в интервью «Российской газете». — Важно другое: чтобы события расследования авиакатастрофы были отражены в фильме так, как происходило в реальности. В соответствии с материалами уголовного дела. Теперь же я узнаю, что сюжетная линия фильма очень сильно изменена. Именно этот факт и возмущает. Получится чудовищная несправедливость, если весь мир увидит ситуацию совсем не такой, какой она была на самом деле».
Калоев опасается, что режиссер Эллиотт Лестер и сценарист Хавьер Гульон подадут все так, будто он опередил правосудие, хотя Петера Нильсена и так собирались наказать. По словам россиянина, наказанием и не пахло. Нильсена собирались просто перевести на другую работу.
2. «Социальная сеть» (2010): нечто обидное
Многие зрители убеждены: «Оскар» в 2011 году в номинации «Лучший фильм» должен был получить не «Король говорит!», а лента Дэвида Финчера «Социальная сеть». Ее главный герой, создатель Facebook и программист Марк Цукерберг, к числу уверенных в этом вряд ли относится.
«В реальности написание кода, построение продукта, создание компании — это не самый увлекательный процесс, о котором можно снять кино. То есть вы понимаете, что авторам фильма пришлось многое приукрасить и придумать. Они попытались уделить внимание интересным деталям, например дизайну нашего офиса, но сюжет в целом... У них вышло нечто, что в какой-то степени кажется мне обидным. Отдельные моменты, созданные специально для фильма, было сложно воспринимать серьезно».
Единственная похвала, прозвучавшая из уст Цукерберга в адрес Финчера и его команды без всяких оговорок, касается гардероба. Создатели «Социальной сети» правильно сделали, что постоянно одевали Джесси Айзенберга в серую футболку. Реальный Цукерберг носил такую же каждый день. Не одну и ту же — просто в его шкафу было много серых футболок.
3. «Человек, который изменил все» (2011): недовольные гримасы
«Слава богу, они не облажались», — именно так после премьеры подумал Майкл Льюис, автор книги «Moneyball», которая легла в основу фильма Беннетта Миллера «Человек, который изменил все», получившего шесть номинаций на «Оскар». История про генерального менеджера бейсбольной команды Окленда Билли Бина увидела свет благодаря Брэду Питту, который захотел экранизировать книгу и сделал все, чтобы история добралась до экранов. Несмотря на то, что лента получила одобрение в спортивных кругах, сам Бин терпеть не может разговоры про фильм и Питта. Просто Бин не любит публичность, не считает себя звездой. Всякий раз, когда его спрашивают про фильм, он корчит недовольную гримасу и предоставляет право ответа Майклу Льюису.
«Думаю, Питт увидел себя в Билли. В основе книги лежит идея о неправильном восприятии ценности людей. И эта мысль тронула Брэда из-за его актерской карьеры. Его постоянно оценивают люди. В начале карьеры его воспринимали как актера-красавчика. Его навыки не оценивали, лишь внешний вид. Можно сказать, что он устал от выводов, сделанных лишь по внешнему виду».
4. «Охотник на лис» (2014): режиссер — подлец
Если Билли Бин и Майкл Льюис остались довольны работой Миллера, то американский борец вольного стиля Марк Шульц был готов убить режиссера. Проблема в том, что в картину «Охотник на лис», которая рассказывала историю взаимоотношений братьев-борцов Шульц и владельца частной спортивной команды и мультимиллионера Джона Дюпона, закрался гомосексуальный подтекст. Дюпон предоставлял часть своего имения для тренировок олимпийской сборной по борьбе, однако в какой-то момент у него случилось помутнение рассудка, и он застрелил одного из Шульцев. Миллер добавил к помутнению сексуальное напряжение между Дюпоном и Марком Шульцем, что последнему не очень понравилось.
«Я ненавижу Беннетта Миллера. Я ненавижу все, до чего дотрагивается этот подлец. Все! — написал Шульц в своем Twitter. — Я просил Беннетта Миллера вырезать эту сцену, а он ответил, что эпизод нужен, для того чтобы аудитория поняла, насколько Дюпон вторгался в твою жизнь и личное пространство».
Правда, впоследствии Шульц удалил посты в микроблоге и сменил гнев на милость. Он извинился перед Миллером и даже сказал, что фильм ему понравился.
5. «Волк с Уолл-стрит» (2013): все было еще жестче
В 1998 году американец Джордан Белфорт был приговорен к нескольким годам тюрьмы по обвинению в незаконной деятельности его брокерской компании и хищении денег клиентов. В тюрьме, из которой он вышел досрочно в обмен на соглашение с ФБР, Белфорт познакомился с известным комиком Томми Чонгом. Тот надоумил мошенника написать мемуары, которые были экранизированы Мартином Скорсезе с Леонардо ДиКаприов главной роли. Многих зрителей возмутили нигилизм картины, пропаганда наркотиков, развратной жизни героев и сам факт, что человек, обманувший тысячи людей, удостоился байопика. Сам же Белфорт утверждает, что лента получилась довольно причесанной.
«Наркотики, выпивка, секс в офисе — все это действительно было, — говорит Белфорт в интервью The Hollywood Reporter. — В какой-то степени моя жизнь была еще жестче. Я бы отметил, что кваалюда (снотворное — Прим. ред.) было больше, чем кокаина».
Отдельно Белфорт похвалил Леонардо ДиКаприо: «Это невероятно! Как ему удалось ухватить мою энергичность, особенно в сценах с продажами и речами! Он не пытался копировать мой голос, скорее дублировал манеру, тональность и жесты».
6. «Блеск» (1996): отец как коварный огр
Чтобы снять фильм о жизни пианиста Дэвида Хельфготта (за эту роль актер Джеффри Раш в 1997 получил «Оскар»), режиссер и сценарист Скотт Хикснеоднократно общался с членами его семьи и врачами, которые лечили вундеркинда, когда у того проявилось шизоаффективное расстройство. Хикс пришел к выводу, что Хельфготт пережил безрадостное детство под властью деспотичного отца, который не отпустил его учиться в американскую школу. Этим он навлек на себя гнев сестры Хельфготта, Маргарет.
«Модель „со мной все нормально, но родители разрушили мои мечты о новомодной Америке“ идеально подходит Голливуду, — пишет Маргарет Хельфготт в своей книге, выпущенной вскоре после фильма. — „Блеск“ нарисовал отца Дэвида коварным огром и идеализировал его вторую жену, якобы уникальную и первую любовь всей его жизни. На самом деле, когда отец умер, состояние Дэвида только ухудшилось, и он вернулся в лечебницу, где продолжил играть на пианино».
Маргарет поставила в вину Скотту Хиксу, что тот не отдал должного специалисту Роберту Фэйрмену, который действительно сыграл ключевую роль в восстановлении здоровья пианиста. Хельфготт находился под его наблюдением несколько лет.
7. «Идеальный шторм» (2000): эксплуатация ради заработка
Хеллоуин 1991 года. Волны Атлантики вздымаются на 100-футовую высоту. Бушует завывающий ветер невиданной силы. Стихия наступает на трех фронтах, и один из них, ураган «Грейс», поднимает сильнейший в истории человечества шторм. В эпицентре шторма оказывается маленькая рыбацкая лодка Билли Тайна, чью биографическую книгу спустя десять лет перенес на экран Вольфганг Петерсен. Увиденным остались недовольны родные Тайна. Они пошли в суд, заявив, что фильм показал Билли «непригодным к морю», «безрассудным» и «чрезмерно рисковым».
«Когда аспекты жизни ваших любимых эксплуатируют ради заработка, — заявил адвокат Тайнов Стив Калвакка, — это вредит репутации семьи и образу самого рыбака».
Судебное разбирательство длилось пять лет. Иск рассматривали во Флориде, затем в Верховном суде США, потом снова во Флориде, но Тайнам так и не удалось ничего добиться.
8. «Игры разума» (2001): акценты расставлены неправильно
Лауреат «Оскара» 2002 года в номинации «Лучший фильм» нахватал оплеух от экспертов за исторические неточности, фармацевтические ошибки и идеализацию личности математика Джона Нэша. Несмотря на то, что ученый и его жена Алисия остались довольны увиденным на экране, они признают, что режиссер Рон Ховард и сценарист Акива Голдсман почти все придумали.
«Я понимал, что у фильма есть все ингредиенты успешной картины. В нем были и частичка саспенса, и сильный развлекательный элемент. Было сложно принять такое видение своей персоны. Акценты были расставлены неправильно. Мы встречались с Расселом Кроу лишь раз, но его игра была великолепна».
9. «Глубоководный горизонт» (2016): в зрительный зал с психологом
Во время катастрофы в 2010 году в Мексиканском заливе погибло 13 человек, а в воду вылилось 5 миллионов баррелей нефти. Когда с одним из участников событий, бурильщиком Майком Уильямсом (прототип персонажа Марка Уолберга), связался кинорежиссер Питер Берг, тот был польщен, однако положительные эмоции смешались с горечью от воспоминаний. По словам Уильямса, случившееся все еще преследует его, он так и не смог полностью оправиться после катастрофы, поэтому процесс работы над кинолентой оказался для него весьма болезненным.
«Фильм снова пробудил во мне чувство тревоги. Я заново пережил все критические моменты, все то, что отпечаталось в моей памяти. Конечно, показать весь ужас целиком не удалось. Мы сжали двенадцать часов до двух, было сложно вместить все. Но мы рассказали главное и сделали это достоверно. Перед премьерой я колебался, смотреть или нет. Не знал, как я восприму происходящее на экране. Я знал, что мой психолог будет смотреть фильм вместе со мной, поэтому, если бы я выбежал из зала с криками, она бы была единственной, кто смог бы меня успокоить. До этого не дошло».
10. «Меня там нет» (2007): неважно, поймут ли всё зрители
Режиссер Тодд Хейнс создал один из самых неординарных биографических фильмов в истории кинематографа — шесть сюжетов с шестью персонажами, каждый из которых символизирует определенный период в жизни легендарного исполнителя Боба Дилана. Его сыграли Кристиан Бэйл, Кейт Бланшетт, Маркус Карл Франклин, Ричард Гир, Хит Леджер и Бен Уишоу. Лента открывается титром «По мотивам музыки и жизни Боба Дилана». Больше фамилия и имя певца в фильме не называются, но музыканта это не расстроило.
«Думаю, получился неплохой фильм, — сказал Боб Дилан в интервью Rolling Stone. — Волновался ли режиссер, что люди не поймут его картину? Едва ли его это хоть как-то заботило. Думаю, он просто хотел снять хорошее кино. У него это получилось, и актеры просто невероятны».
11. «127 часов» (2010): почти документальное кино
Неудержимый скалолаз и любитель спрятанных в каньонах пещер Арон Ральстон в очередной раз в одиночестве отправился в горы и оказался запертым в смертельной ловушке. 127 часов без еды, без питья и практически без надежды выжить. К счастью, он нашел способ выбраться, пусть и ценой своей руки. Режиссер Дэнни Бойл снимал фильм в том же самом месте, где с Ральстоном приключилась беда. Он добавил в фильм несколько вымышленных сцен, но сделал это исключительно с разрешения скалолаза. Как говорит сам Ральстон в интервью The Guardian, аутентичности истории это никак не повредило.
«Фильм настолько фактически точен, что он близок к документальному кино, — считает Ральстон, который пересматривал «127 часов» восемь раз и каждый раз плакал. — При этом он все равно остается драмой. Как по мне, так это лучший фильм из когда-либо снятых».
12. «Эрин Брокович» (2000): правдиво на 98%
История Эрин Брокович, одинокой женщины с тремя детьми, которую жизнь нечасто баловала светлыми днями, получила пять номинаций на премию «Оскар». Одна из них принесла золотую статуэтку актрисе Джулии Робертс. После этого Эрин Брокович прославилась на весь мир, причем настолько, что ей пришлось доказывать правдивость фильма на собственном сайте.
«Да, фильм правдив и точен примерно на 98%. Они позволили себе очень мало отступлений. Да, я действительно так одевалась тогда. Честно говоря, меня удивляет реакция некоторых людей на мой гардероб. Я одевалась таким образом, потому что это было весело, и мне нравилось. Это научило меня не судить по обложке. Да, я матерщинница и до сих пор ей остаюсь. При этом я вышла из образованной семьи. Мой отец — промышленный инженер, а моя мать — преподаватель, специализирующийся на журналистике. Да, я трижды разведенка. И что?»
Автор: Владислав Копысов