Как панно в исполнении казанского мозаичника попало в руки певицы LP и актера Сергея Безрукова, и почему мозаика ручной работы притягивает взгляд?
Эдуард Ершов – архитектор, занимается дизайном интерьеров. Шесть лет назад окончил Казанский государственный университет (КГАСУ), до этого – художественную школу. Будучи школьником в младших классах, он занял призовое место в конкурсе рисунков на тему «Древняя Казань», где его соперниками были и более профессиональные участники, и усвоил одну истину. Гораздо выше ценится не та работа, что выполнена по правилам, а та, в которой автор сумел передать свой душевный настрой и отношение к миру. Мозаика для этого идеальный инструмент, который не состарится и не выцветет.
В Казани мозаичников не так много. Эдуард осваивал технику исполнения самостоятельно, общаясь с мастерами мозаичного искусства, изучив их подход к делу. Отец у Эдуарда 15 лет занимается профессиональной резкой плитки, реже – мозаичными работами. И поскольку часто встречается в своей мастерской с клиентами, сын предложил в качестве рекламы деятельности установить одну из мозаичных картин на видное место. То был фрагмент полотна Ботичелли «Рождение Венеры». По счастливой случайности один из посетителей заметил работу и пожелал, чтобы именно этот сюжет из мозаики появился в его бассейне в частном доме. В итоге после двух месяцев творческой работы было собрано и установлено панно 3 на 5 метров.
Благословленное творчество
– Сложность и необычайность любой картины или портрета из мозаики – в трудоемкости. И в том, чтобы до того, как работа будет выполнена полностью, представить максимально точно конечный результат. А еще в кропотливом подборе материала, когда во многом исходишь из собственной интуиции. Иногда приходится искать недостающие цвета и оттенки. Когда панно набрано, выполняются дополнительные корректировки, хотя зачастую даже заказчика уже все устраивает, но есть ощущение, что осталась еще пара штрихов.
Панно Эдуард собирает из маленьких кусочков цветного стекла, закупая основу для мозаики у специализированных производителей. В общей сложности в распоряжении мастера порядка 30-ти цветов. Этого, по его мнению, достаточно, чтобы сделать достойную работу.
Одна из первых его работ – мозаичное панно с образом Христа. На нем Иисус Христос изображается по пояс, левой рукой держит Евангелие, а правой – благословляет всех верующих. Эдуард и его отец выполнили и установили панно самостоятельно, по просьбе батюшки одного из храмов в Казани, в микрорайоне Азино. На всех этапах сборки священнослужитель благословлял на успешную работу.
Позже поступил заказ от представителей Казанской иудейской религиозной общины. Для учебного зала была выполнена картина, на которой изображено фантазийное представление того, как бы могли цвести пустыни Иерусалима весной. Сложность этого панно состояла в том, что пришлось не только «включать» фантазию, но и прорабатывать мелкие элементы, которых в картине великое множество.
Также в арсенале работ мастера есть самые разные узоры из мозаики в квартирах, общественных местах, домах, где есть камины, лестницы, кухонные фартуки.
Вам – портрет? Или пейзаж?
Однажды Эдуарду захотелось оставить хорошее впечатление от Казани у именитых гостей города. Так появилось мозаичное воплощение образа известной певицы LP (англ. Laura Pergolizzi), отличающейся своей самобытностью и особой манерой исполнения. По словам мастера, ему пришлось пройти немало препятствий, чтобы встретиться с приехавшей в Казань на сольный концерт певицей. Охранники развели руками «картина отличная, но личной встречи не получится». Но представители организаторов концерта, увидев работу, воскликнули: «Такая красота не должна пропасть!». И перенесли творение в гримерную певицы. Красота и вправду не пропала, уже после концерта у Эдуарда произошло знакомство с певицей.
Увидев картину, LP попросила встречи с ее автором. В разговоре призналась, что Эдуард угадал с выбором портрета и с ее желанием – она давно хотела у себя в доме работу, выполненную в мозаичной технике. И желание ее сбылось. Общение получилось насыщенное, с завершающим общим фото и сторис в социальных сетях.
В дальнейшем Эдуард выполнил мозаичный портрет для известного русского актера и художественного руководителя Московского Губернского драматического театра Сергея Безрукова.
– В процессе, пока выкладываю мозаику, всегда нахожусь в ощущении предвкушения результата, – не скрывает творческий собеседник. – Работа поэтапная – вначале выкладывается само панно, далее заливается скрепляющим раствором. И вот когда видишь готовую работу, начинаешь чувствовать объем, переливы, понимаешь, что усилия стоили того. Конечно, керамическую плитку можно приобрести и в строительном магазине, но в сравнении с ручной работой это как небо и земля. Да даже сам процесс поиска темы вместе с заказчиком – это целый «мозговой штурм». Что изобразить? Городской сюжет, орнамент, портрет и т.д.
Самая кропотливая работа – портрет. Нужно и характер почувствовать, и небольшими движениями запечатлеть настроение. Фактически с помощью мелких стеклянных «кубиков» показать черты лица. Да так, чтобы герой стал узнаваемым.
Притягательная мозаика
– На мой взгляд, в холлах, общественных рекреационных зонах мозаика всегда становится некой «фишкой», «точкой притяжения», дает некий цветовой акцент в помещении, становится его «изюминкой», – делится опытом Эдуард. – По срокам исполняется она относительно недолго, до 3 месяцев. Но результат того стоит. Тут вам и воспитание вкуса, и притягательность. И потом, стекло – самый что ни на есть натуральный материал, тренд. В Москве, Санкт-Петербурге уже немало таких примеров, когда мозаичные панно ручной работы придают заведениям некий шарм, притягивают клиентов. В Казани пока мозаика – явление штучное. А ведь она могла бы придать особенного колорита заведениям и учреждениям города. Главное – найти хорошие сюжеты, цвета, для застройщиков это была бы отличная возможность «отстроиться» от конкурентов.
Оксана БИРЮКОВА, "Известия Татарстана", 11 января 2019 г.