Найти тему
Гузель Мусина

8 инструментов для вовлечения населения в управление своими территориями. Советы о том, как превратить жителей в партнеров.

Чтобы эффективно решать проблемы городов и сел – нужно их знать. Чем более открыта и доступна власть для населения, тем эффективнее она работает и решает насущные вопросы территорий. Это подразумевает и отлаженные партнерские отношения народа и власти, и постоянный конструктивный диалог – так называемую «обратную связь».

Я собрала 8 инструментов, которые превратят население города или села из обычных обывателей в ваших успешных партнеров. В основе этого путеводителя – опыт работы многих муниципальных руководителей со всей страны.

Итак, начинаем.

1

Пропаганда правовых знаний,

и прежде всего, знаний в сфере местного самоуправления.

Помните, что развитие местного самоуправления и формирование гражданского общества требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы базовые ценности и принципы жизни любого общества.

Как осуществлять пропаганду?

ü Проводить образовательные мероприятия в учреждениях среднего и высшего образования, организовать стажировку студентов в органах местного самоуправления.

ü Привлекать муниципальных служащих к участию в тематических собраниях в общеобразовательных учреждениях по вопросам участия населения в местном самоуправлении.

ü Проводить круглые столы, семинары, форумы, конференции и лекции по вопросам, относящимся к компетенции органов местного самоуправления, вести разъяснительную работу.

2

Информирование населения о возможностях участия

в местном самоуправлении и поддержка инициатив граждан.

Для этого проводите следующие мероприятия:

ü Обеспечьте размещение в местных СМИ, на сайте муниципального образования, на страницах в социальных сетях сообщений о тематике предстоящих заседаний органов местного самоуправления, информации об органах местного самоуправления, правовых основах местного самоуправления, возможностях населения по участию в управлении;

ü Создайте рассылку специальных обращений к населению с просьбой высказать замечания и предложения по вопросам повестки предстоящего заседания органа местного самоуправления.

ü Проводите регулярные (не реже 1 раза в месяц) отчеты депутатов, главы местной администрации, руководителей структурных подразделений исполнительно-распорядительных органов, контрольных органов перед населением муниципального образования и активистами локальных сообществ.

ü Обеспечьте ознакомление населения с содержанием нормативных правовых актов о местном самоуправлении, широкое распространение текста устава муниципального образования в различных общественных местах (в библиотеках, в школах, на почте и т.п.).

3

Проведение встреч с жителями

Встречи с населением — это инструмент для эффективного диалога и барометр общественного настроения.

Личные встречи должностных лиц, депутатов, руководителей органов местного самоуправления с жителями должны проводиться регулярно, по утвержденному графику. Достоинство этой формы состоит в том, что жители могут на месте задавать интересующие их вопросы и получать ответы незамедлительно.

Предметами встреч с населением, в основном, являются информирование о планируемых решениях, подготовка к выборам, отчет о проделанной работе по итогам какого-либо мероприятия или за определенный период.

Проводите еженедельные встречи-беседы с жителями муниципального образования по разным темам, например: "Устав муниципального образования: основное содержание", "Права граждан на местное самоуправление и механизмы их реализации", "Правовые основы местного референдума и особенности его проведения", "Муниципальные выборы: значение и сроки проведения", "Порядок подачи обращений в органы местного самоуправления: правовые основы и сроки рассмотрения", "Собрания и конференции граждан", "Публичные слушания: понятие и основание проведения", "Опросы населения - фактор повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления", "Правотворческая инициатива: механизм выдвижения", "Территориальное общественное самоуправление: понятие и порядок создания" и т.п.

Отличие встречи с населением от личного приема заключается в том, что в первом случае общение носит коллективный характер, а во втором индивидуальный. В отдельных случаях встреча должностного лица с населением может совмещаться с личным приемом до или после встречи.

Распространенными причинами неэффективности таких встреч являются:

· их назначение в неудобное для жителей время (в середине рабочего дня),

· плохое информирование,

· недостаточность обратной связи по итогам таких встреч.

Граждане, задавшие руководителю те или иные вопросы, зачастую не получают содержательного ответа или не видят изменений после встречи.

Встречи с населением станут подлинным механизмом управления в случае, если руководители будут поставлены в условия, не позволяющие проводить такие встречи формально и оставлять без внимания поднятые на них проблемы.

Помните, что у жителей бывают достаточно хорошие предложения по решению местных проблем, которые можно применять на практике.

4

Общественные приемные

Организуйте общественные приемные при органах местного самоуправления для оказания квалифицированной юридической помощи местному населению и консультаций по вопросам местного значения, разъяснения законодательных положений о местном самоуправлении, уставов муниципальных образований и других нормативных правовых актов, затрагивающих права граждан.

5

Поддержка локальных сообществ и коллективного участия жителей в решении вопросов местного значения.

Такое участие является наиболее систематической из всех предусмотренных законодательством форм. Данная деятельность может осуществляться посредством участия в создании и деятельности организаций территориального общественного самоуправления, домовых комитетов, общественных советов при местных администрациях и других общественных объединений, деятельность которых направлена на активизацию местного самоуправления.

Как показывает практика, территориальное общественное самоуправление по праву считается одним из наиболее успешных форм участия жителей в местном самоуправлении. Через такое участие наилучшим образом реализуется потенциал местного самоуправления. Почему это так, я поделюсь с вами в отдельной статье.

Чтобы деятельность локальных сообществ, в том числе территориального общественного самоуправления была успешной и приносила максимальную пользу нужно создать соответствующие условия:

ü Примите соответствующую муниципальную программу с указанием форм поддержки.

ü Обеспечьте предоставление оборудования и помещений для работы активистов локальных сообществ и территориального общественного самоуправления.

ü Систематически (не реже 1 раза в месяц) проводите семинары и совещания с представителями локальных сообществ, органов территориального общественного самоуправления.

ü Организуйте совещания по обмену опытом и практикой работы с представителями локальных сообществ.

6

Опрос общественного мнения

Проводите опросы граждан для выявления мнения населения по какому-либо вопросу, имеющему важное значение для всех жителей муниципального образования.

Инициировать проведение опроса может представительный орган или глава муниципального образования. Опрос можно провести в двух формах: интервьюирование (опрос «лицом к лицу») и анкетирование (заочный опрос).

Результаты опроса учитываются органами местного самоуправления при принятии решений.

7

Использование современных технологий

Сегодня большин­ство людей уже не мыслят себе жизни без Интернета. Неслучайно большое внимание нужно уделить развитию электронных площадок и использовать все доступные сервисы.

В качестве примеров здесь могут служить:

Проведение онлайн-трансляций заседаний органов местного самоуправления и использование специализированных сайтов для представителей органов местного самоуправления, к примеру, портал «Депутаты» в Республике Башкортостан (https://deputat.openrepublic.ru)

Формирование открытых для населения баз данных по основным направлениям работы местных органов власти, размещаемых на интернет-сайтах, в информационных бюллетенях и пр.

Использование в работе возможностей сети Интернет открывает возможности для органов власти и управления получать обратную связь на свои планы, решения и действия, а также проводить обсуждение тех или иных инициатив, выстраивать продуктивное взаимодействие с населением.

8

Краудсорсинг

Краудсорсинг позволяет органам власти любого уровня принимать более эффективные управленческие решения с учетом мнений, требований, предложений населения (городов, регионов, страны) через привлечение к решению затрагивающих его интересы задач путем предоставления возможности высказывать предложения, обсуждать и оценивать эти предложения.

Условия для эффективного использования данного инструмента множество. Но при их соблюдении краутсорсинг поможет достичь органами местного самоуправления таких целей как формирование позитивного имиджа органов власти, генерирование новых инновационных идей и предложений населением, повышение качества нормативных документов и др.

_______________

Для повышения степени участия населения в местном самоуправлении необходимо планирование и проведение целого ряда согласованных мероприятий со стороны муниципальных органов власти при активном участии в этом процессе самих граждан.

При этом особое внимание уделяйте повышению значимости, общественного признания и уважения к участию жителей в решении вопросов местного значения.

Местное самоуправление может стать жизненной формой осуществления народом принадлежащей ему власти в том случае, когда идея его организации станет понятной населению, и каждый найдет приемлемые для себя формы участия в этом процессе.

_________________

Подписывайтесь на https://www.facebook.com/profile.php?id=100027460142682, чтобы читать еще больше полезных материалов.

e-mail: musina-g@list.ru