Найти тему
Актуальный Петербург

История мостов Петербурга

Пантелеймоновский мост

На месте слияния рек Мойки и Фонтанки с начала XVIII века работал лодочный перевоз. Первое упоминание о нём относится к 1721 году. В 1725-1726 годах по проекту Г. ван Болеса здесь был построен акведук, по которому от Лиговского каналаподавалась вода к фонтанам Летнего сада. В 1748-1749 году акведук был перестроен архитектором Ф. Б. Растрелли. Это инженерное сооружение было богато декорировано лепкой, что соответствовало стилю барокко, в котором создавал свои творения итальянский зодчий. После наводнения 1777 года, когда фонтаны в Летнем саду были разрушены, акведук разобрали. На его месте снова заработал лодочный перевоз.

Весной 1823 года на этом месте началось сооружение первого в России транспортного моста цепной системы. Такая конструкция была применена в Петербурге даже раньше, чем где-либо в Европе. Её проект разработал инженер В. К. Треттер. В строительстве ему помогал молодой инженер В. А. Христианович. Строительство моста стало развитием идей В. К. Треттера и В. А. Христиановича, разработанных при наведении пешеходного подвесного Почтамтского моста через Мойку. Переправа получила соответствующее название - Цепной мост.

Береговые устои Цепного моста были выполнены из гранита, который остался после разборки окружающих Михайловский замок каналов. Их сооружением занималась бригада мастера-каменотёса Самсона Суханова. Чугунные и кованые железные конструкции были выполнены на Чугунолитейном заводе Берда (ныне Адмиралтейский завод). Рабочие завода собрали все металлические части всего за 18 дней - рекордные сроки для того времени. Переправа была открыта 4 октября 1824 года. Своим одним пролётом длиной 43 метра она перекрывала всю ширину Фонтанки.