В наше время стереотипное мышление получило огромное развитие в связи с различными факторами. Совершенно точно можно сказать, что стереотипы всегда правили сознанием человека, и суждения, основанные на них, всегда влияли на оценку человеком тех или иных событий. Но сейчас, с развитием технологий одностороннего информационного обмена, наподобие интернета или телевидения, стереотипы стали эффективным способом получить и зафиксировать быстрое впечатление о человеке. Да, общий уровень развития людей существенно повысился, в наше время неграмотных людей становится все меньше и меньше. Однако рост количества возможностей, способность уйти в интернет от социальной жизни и другие подобные факторы приводят к тому, что люди поверхностно судят друг о друге. Первое впечатление, составление субъективной оценки человеческих качеств и действие в соответствии с этой наспех выстроенной схемой - таков порядок "знакомств" с новыми людьми. Тяжело винить современное общество в поверхностности. Общий темп жизни повысился настолько, что люди не успевают как следует разглядеть очень и очень многие вещи. Работа, узкий круг знакомых, серфинг по интернету - таковы интересы современного человека по большей части, с исключениями в виде хобби.
Давайте для начала разберемся, что же включает в себя понятие "стереотипы", и, в частности, что такое "стереотипы социальные". Стереотип - утверждение, полученное неэмпирическим путем, в котором субъектом предстает человек, предмет, группа (людей или предметов), нация, общность - словом, все что угодно, ведь категориальный аппарат очень широк и удобен в использовании. Например, утверждение "все ирландцы пьют" не могло быть получено эмпирическим путем. Проверять каждого ирландца на предмет алкоголизма крайне неудобно, это верно. Человек мог почерпнуть такое суждение от другого человека, чье мнение кажется ему авторитетным, либо увидеть/услышать данное суждение с помощью любого средства односторонней коммуникации, о которых уже было сказано выше. В стереотипах нет никакой самобытности, это сказанные-пересказанные шаблоны, которые зачастую используются подавляющим большинством людей. Но категориальный аппарат чрезвычайно ценится человеческим сознанием за возможность заполнить очевидные информационные бреши в картине мироосознания. Человеческий мозг анализирует информацию и поставляет на ее основе готовые схемы, это важно для развития и обучения человека. Но на все вопросы нельзя найти ответы, поэтому очевидные пробелы человеческое сознание спокойно затыкает клишированными утверждениями. "У рыжих нет души", "корейцы едят собак" - эти утверждения кажутся смешными, но есть стереотипы куда более серьезного толка. Национальные и религиозные стереотипы спровоцировали немало войн в разные времена, и нельзя сказать, что в наше время этот вопрос не стоит так остро.
Теперь перейдем к социальным стереотипам. Эта группа стереотипов охватывает, как нетрудно догадаться из названия, различные социальные роли и группы. Таким образом, социальные стереотипы действуют относительно положения того или иного человека в обществе, относительно его статуса и авторитета, относительно положения одних групп по сравнению с другими, относительно общности различных индивидов. Эти стереотипы могут быть общими, либо частными. Общие стереотипы действуют относительно больших групп - национальных, этнических, религиозных сообществ. Эти стереотипы могут действовать очень долгое время, так как группы, в отношении которых они действуют, создаются на долгий срок. Частные стереотипы действуют в отношении малых групп, придумываются одним из членов данной группы и поддерживаются сугубо в рамках данной группы. Среди учеников одного класса может сложиться стереотип "Петя всегда носит за Машей портфель", но этот стереотип должен придумать и непрестанно поддерживать один из одноклассников Пети и Маши. Образ объекта, подвергнутого стереотипизации, становится донельзя упрощенным, одноклассники могут не знать каких-то фактов о Пете, кроме представленного стереотипа, но без этого стереотипа личность Пети в их глазах становится слишком размытой, и дать свою оценку его действиям они более не могут.
Однако реальность все же диктует свои условия. Можно составить определенный костяк стереотипов и судить об окружающих на его основе, но, так или иначе, эти стереотипы будут подвергаться определенным проверкам. В реальности твое мнение о человеке будет меняться, а раз закрепленные стереотипы - сменяться другими. Это одно из главных условий конформных межличностных отношений, которым будет мешать консервативная позиция одного из участников общей стереотипизации. Но эта конформность присутствует только в реальной малой группе, а многие группы сейчас базируются в соцсетях и прочих проектах на интернет-основе. Люди из разных городов, стран, люди разного социального уровня и положения, люди, которые в реальной жизни могли бы никогда не встретиться - общаются благодаря интернету. В интернете очень легко составить стереотипное мнение о человеке, и вряд ли его определенные доводы смогут поколебать ранее сложившееся мнение. В интернете понятие "социальная роль" очень легко может вытеснить роль самой личности. Все межличностные отношения в соцсетях опосредованы и строятся на этой самой стереотипной канве. Проще говоря, при интернет-общении люди часто играют определенные роли. Стереотипы в интернете искажают картину реальности - при встрече с человеком, с которым ранее общался только в сети, можно удивиться разнице представлений об этом человеке. С другой стороны, сам интернет является во многом вымышленной реальностью, "гиперреальностью" в терминах Ж.Бодрийяра.
С помощью социальных стереотипов можно выстраивать уже существующие отношения в группе, либо с их помощью объяснять различные процессы, происходящие в данной группе. Стереотипы существенно облегчают понимание особенностей психологии индивида, что и позволяет объединить его с уже существующей группой и действовать, исходя из возможностей, применимых к данной группе. Все люди разные, очень разные. И только упрощение помогает причислить разных индивидов к социальной группе. Выдача социальной роли закрепляет место индивида в группе и делает его неотъемлемой частью процесса групповой социализации.
Таким образом, проблема социальных стереотипов является достаточно актуальной для современного общества. В связи с развитием уровня СМИ она становится даже менее актуальной, чем была ранее, до возникновения общедоступных источников информации. Волей-неволей СМИ упрощает ситуационный контекст, толкая медиапотребителя на сознательное упрощение и стереотипизацию происходящего. Стереотипизация - наиболее эффективный способ познания, которое в наше время имеет огромное значение для постижения больших объемов информации, о чем уже было сказано ранее. Социальные стереотипы сложно назвать полезным для перцептивного взаимодействия инструментом, но, как уже было сказано, они упрощают очень многое. И порой это упрощение помогает достигать желаемого результата. Политики, обращающиеся к народу, учитель, обучающий детей самых разных возможностей по одной программе - все они апеллируют к тому, что человек может исполнять свою социальную роль в полной мере, что ярлык, данный ему, абсолютно нормален и применим в данном конкретном случае. Глобальные преобразования можно совершить только с помощью управления различными группами. Поэтому правильная социальная стереотипизация здесь уместна и в некотором роде даже важна.
Все мы играем в жизни какую-то определенную роль. Дома мы мужья и жены, с родителями мы дети, на работе мы работаем, на отдыхе ищем способ расслабиться. Разные группы, разные социальные роли - человек многогранен именно своей способностью соответствовать самым разным стереотипам. Стереотипы вокруг нас, они везде. Этот текст пропитан огромным количеством стереотипов и допущений, так уж сложилось. Не стоит относиться слишком серьезно к человеческой уникальности. Все равно она определяется кусочками мозаики, из которых в процессе складывается наша самостоятельная независимая личность.