В то время как в России и в ряде других бывших республик СССР церкви нередко являют собой грустное зрелище руин, многие православные храмы Константинополя (современного Стамбула) сохраняются в весьма неплохом состоянии. При этом обычно они старше наших церквей лет на пятьсот-тысячу, а то и больше. Виной ли тому более высокий уровень строительных технологий в Византии или наш суровый климат, но факт есть факт. Часть константинопольских храмов отданы под музеи, часть переделана в мечети, а кое-где они продолжают использоваться по назначению.
Конечно, самый известный православный храм Константинополя – собор Айя-Софии, послуживший прототипом для аналогичных соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке, а также для собора Сан-Марко в Венеции и еще многих других храмов и мечетей. Сейчас собор, дико популярный среди туристов всего мира, являет собой огромный музей и заслуживает отдельной статьи.
Айя-София также известна как собор Святой Софии – Премудрости Божией, или Святая София Константинопольская. Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. Сейчас вокруг собора раскинулся исторический центр Стамбула - Султанахмет. В 1453 году после захвата города турками Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрел статус музея. В 1985 году собор в числе других памятников исторического центра Стамбула включен в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме.
Следующий по популярности среди туристов и известности православный храм Константинополя – церковь в Хоре, располагавшаяся у тогдашних границ византийской столицы («хора» - это греческий аналог русского «раменье», невспаханное поле недалеко от поселения). Этот храм известен прежде всего тем, что в нем отлично сохранились византийские фрески и мозаики, которые почти везде были уничтожены турками (как известно, в исламе действует жесткий запрет на изображение человеческих фигур).
Церковь в Хоре, также известна как храм Христа Спасителя в Полях и с 1948 года открыта для туристов как музей Карие, входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия. До возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен византийской столицы, к югу от залива Золотой Рог. Сохранившееся здание построено по настоянию Марии Дука, тещи императора Алексея Комнина, в 1077-81 годах. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы. Церковь Хора была перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 годах. Ктитором (дарителем) выступал великий логофет Феодор Метохит, котоорый провел свои последние годы монастыре обычным монахом. Выполненные по его заказу мозаики и фрески считаются вершиной Палеологовского возрождения в Константинополе после ухода крестоносцев, но до прихода турков.
Также многие туристы видят при посещении Стамбула церковь Святой Ирины – она стоит как раз у входа в гарем на территории бывшего дворца султанов Османской империи, в свою очередь построенного на месте древнегреческого акрополя города Византий, ставшего ядром Константинополя.
Церковь расположена в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет в первом внутреннем дворе дворца Топкапы. Айя-Ирена представляет новый для VI века тип базилики в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Внутри стоит саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки императора Константина.
Определенной популярностью пользуется и церковь Малая София, которая была построена как малоразмерный образец до возведения огромного комплекса собора Айя-София.
Малая София также известна как церковь святых Сергия и Вакха и послужившая прототипом для церкви Сан-Витале в Равенне. По всей видимости, является работой тех же мастеров, что возвели собор Айя-София, — Исидора Милетского и Антемия Тралльского. Храм построен в 527-529 годах у дома, в котором император Юстиниан жил в молодости.
А вот дальше следуют храмы, известные в основном только любителям истории и профессиональным специалистам по истории, культуре и искусству Византийской империи. Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся») сейчас снаружи имеет вид поздневизантийского храма XII-XIV веков., хотя некоторые историки относят ее появление ко времени Михаила VII Дуки (1071-1078) и даже к VIII веку. По площади уцелевших мозаик уступает только собору Айя-София и церкви в Хоре. Через 3 года после захвата турками Константинополя, в 1456 году Вселенский патриарх перенес свою кафедру в церковь Паммакаристы, где она оставалась до 1587 года. В 1590 году султан Мурад III в честь завоевания Закавказья обратил церковь в мечеть Фетхие-джами («мечеть Завоевания»). В 1949 году комплекс был реставрирован американским институтом Византии и с тех пор в помещениях с мозаиками работает музей. С 2011 года храм закрыт на реставрацию.
Мечеть Зейрек-джами входила в состав монастыря Христа Пантократора (Вседержителя), который строился в 1118-1136 годах сначала при императрице Ирина Комнине, а затем при императоре Иоанн II (оба они были погребены в здешней часовне, как и император Иоанн V из династии Палеологов). С установлением Латинской империи монастырь Пантократора перешел к венецианским монахам, а император Балдуин II устроил здесь дворец.
После изгнания латинян из города в монастырь вернулась православная жизнь, однако после падения Константинополя церковь была превращена в мечеть Зейре-джами. ЮНЕСКО занесло ее в список объектов Всемирного наследия, так как турки только делают вид, что пытаются сохранить комплекс и даже якобы реставрируют его.
В старинном районе Константинополя/Стамбула Вефа сохранились как минимум две православные церкви, перестроенные в мечети: одноименный храм (Вефа) – ныне мечеть Муллы Гурани и мечеть Календархане недалеко от античного акведука Валента.
Ну и напоследок нельзя не сказать, что в современном Стамбуле сохраняются действующие православные храмы более поздней постройки, отведенные жителям ортодоксальной ветви христианства, оставшимся жить в Константинополе после его захвата турками. В основном это греки и армяне, живущие в районе Фанар, - фанариоты, даже наименование которых для многих бежавших от турков христиан стало синонимом предателей. Фанариоты сохранили свою православную веру, но в обмен на то, что пошли на службу к туркам-мусульманам.
В 1601 году Патриарх Матфей II избрал своей новой резиденцией храм Святого Георгия в районе Фанар, бывший ранее женским монастырем. После этого церковь была реконструирована так много раз так, что от ее изначального вида почти не началось. Православный кафедральный собор Георгия Победоносца выглядит скромно снаружи, но очень богато украшен внутри. В 1941 году здания патриархии вблизи храма были уничтожены пожаром и по политическим причинам не восстанавливались до середины 1980-х. Во второй половине 1980-х при Патриархе Димитрии был сооружён новый комплекс зданий, а в начале 1990-х, при Патриархе Варфоломее, произведен ремонт на средства греческого промышленника Панайотиса Ангелопулоса.
С момента основания Константинопольского Патриархата Армянской Апостольской церкви в 1461 году было построено 55 армянских церквей, из которых поныне действуют около 30. Вне Стамбула на территории современной Турции функционируют лишь 6 армянских церквей.