Найти тему
Проба Пера

Рецепты жизни в нужной плоскости (Часть 1. Практическая головология. Основные приёмы)

Здравствуй, уважаемый читатель. О Терри Пратчетте и его книгах написано немало и удивить тебя чем-то новым, чрезвычайно сложно. Потому и стараться не буду:) Я попытаюсь сделать другое: увлечь тебя практическим применением советов и умений его героев.

Многим наукам сэр Терри Пратчетт находит прекрасные альтернативы:

- психология (а порой и психиатрия), в том числе семейных отношений, от ланкрских ведьм;

- политология и политтехнологии от лорда Витинари;

- ненавязчивые приёмы толерантности и феминизма от Сэмюэля Ваймса и его отряда;

- тончайшие оттенки философской рефлексии от Смерти;

- оригинальная хронология и религиоведение от Метельщика Лю-Дзе;

- дианетика и искусство выживания от волшебника-недоучки Ринсвинда.

Список получился отнюдь не полным, но прежде чем расширять его или, наоборот, начать себя ограничивать, давайте уже с чего-то начнём:)

-2

Мой брат периодически читает литературу по практической психологии. Я же её читать не могу. Простите меня, уважаемые психологи, но уж слишком много в ваших советах обобщающего, вдохновляющего и... утомляющего. А вот открыв книгу сэра Терри Пратчетта, открываешь и многие, не побоюсь этого слова, постулаты психологической науки, но спать не тянет! Так что за мной, уважаемый читатель, погрузимся тайны практической головологии!:)

Да, считаю нужным предупредить: нам придется встретиться с ведьмами, ведь ведьмы "...они не из таковских, и являются в гости без приглашения":) Они вряд ли будут Вас учить, зато у них можно кое-чему научиться.

- А ты что, предлагаешь научить меня чему-нибудь?
- Учить? Я? - усмехнулась матушка. - Избави боги. Чтобы учить, нужно терпение, которым я не обладаю. Но я могу позволить тебе поучиться у меня.
(диалог матушки Ветровоск и Агнессы Нитт; "Маскарад")
Ланкрские ведьмы. Иллюстрация Пола Кидби
Ланкрские ведьмы. Иллюстрация Пола Кидби

Мотивация и манипуляция от матушки Ветровоск

Конечно, мотивация в любом деле - это главное. Опытный манипулятор легко мотивирует других не просто на дела, а дела правильные и, даже порой, великие. А лучшая в деле головологии безусловно Эсмеральда Ветровоск (даже нянюшка Ягг не будет возражать по этому поводу. А зачем возражать, если если эту уверенность всегда можно использовать:) и прекрасно манипулировать Матушкой). Эсме Ветровоск хлебом не корми, дай порешать всякие головологические задачки. Влезть кому-то в голову, послать куда-нибудь свой разум… Вот это для нее. Итак, усваиваем основные приёмы:)

Матушка Ветровоск. Иллюстрация Пола Кидби
Матушка Ветровоск. Иллюстрация Пола Кидби

Приём 1. Всегда нужно твёрдо помнить, кто ты такой

" Большинство людей, просыпаясь, непременно проходят сквозь поспешную паническую процедуру полусонной самопроверки: кто я, где я, кто он/она, Боже мой, а почему это я сплю в обнимку с полицейской каской, и вообще, что вчера вечером было? А все это потому, что людей одолевает Сомнение. ... С матушкой Ветровоск подобного никогда не случалось. Она прямо из глубокого сна мгновенно переходила в режим работы на всех шести цилиндрах. Ей незачем было искать себя, поскольку она всегда твердо знала, кто занимается поисками."
("Ведьмы за границей")

Да, главное в головологии - абсолютная уверенность в себе, особенно в сфере мыслительной деятельности. Хотите, чтобы Ваш оппонент поверил Вам безоговорочно? Будьте так же полностью и абсолютно уверенными в своей правоте, даже если правота эта сомнительна:)

"Мы обязаны говорить правду, но быть честными нас никто не заставляет. "
("Вещие сестрички")

Кроме того, именно уверенность в том, что Вы говорите или делаете, гарантирует Вам, в соответствии с правилами Матушки, стопроцентную результативность.

В книге "Вещие сестрички" описан пример такого поведения: Эсмеральда Ветровоск совершила то, о чём большинство ведьм даже не помышляло, передвинула королевство во времени:)

Арт Хорёк Кекс (http://diskworld.reactor.cc)
Арт Хорёк Кекс (http://diskworld.reactor.cc)

Самодостаточность и самоуверенность позволили Матушке достигнуть небывалых успехов и в заимствовании, перенося свой разум не только в живых существ, но и в собственную кровь. Но, пожалуй, вернемся к более простым задачам:)

В идеале, для полного освоения приёма Вы должны не только точно знать кто Вы, но и абсолютно быть уверенным в своём местоположении.

"…Матушка тем временем находилась в двух кварталах от трактира. Согласно общепринятым стандартам, она тоже заблудилась. Правда, сама она взирала на создавшуюся ситуацию с несколько иной точки зрения. Матушка всегда знала, где находится, просто заблудилось все остальное…"
("Творцы заклинаний")

Не поддавайтесь сомнениям относительно себя - и выход из любой, даже самой безнадёжной ситуации Вам обеспечен. В головологии - это главный компонент любого "рецепта". Хотите мотивировать кого-то на достижение необходимой Вам цели? Если объект Вашей манипуляции самоуверен, расскажите ему о величии цели, если самоуверенности явно не хватает - о её доступности. В любом случае, делайте акцент на достижении этой самой цели, не допуская никаких сомнений.

"...Жизненно важный ингредиент успеха — это не знать, что задуманное вами невозможно выполнить. Человек, не подозревающий о возможности неудачи, может стать камнем, лежащим на пути велосипеда истории."
("Творцы заклинаний")

Отсутствие сомнений и чёткое понимание того, кто ты - и, подобно барону Мюнхаузену, Вы вытащите себя за волосы из любого болота. Иногда вместе с лошадью:)

"- Когда же я смогу выбраться отсюда?
- КОГДА НАЙДЕШЬ ТУ, ЧТО РЕАЛЬНА.
- Это какой-то подвох?
- НЕТ.
Матушка посмотрела на себя.
-
Вот эта, -сказала она."
(диалог Матушки и Смерти; "Ведьмы за границей")
Ланкрские ведьмы. Иллюстрация Пола Кидби
Ланкрские ведьмы. Иллюстрация Пола Кидби

Приём 2. Недосказанность эффективней полной откровенности

Отличный приём для того, чтобы предоставить оппоненту возможность додумать то, что не было сказано вслух . В сочетании с первым, производит неизгладимое впечатление (можно дополнить профессиональным прищуром, и другими элементами мимики и жестикуляции, но об этом чуть позже:))

– Мир дому сему, – небрежно бросила матушка...
Крайне удачная фраза – она сразу заставляет людей задуматься, а что ещё эта женщина может пожелать сему дому.
("Ведьмы за границей")


Суть приёма, если вдуматься, довольна проста: дело не в том,
что знаешь ты, дело все в том, чего не знают другие. Не расстраивайтесь, если Ваша внешность не настолько сурова, как у матушки. Эффективность приёма от этого совсем не пострадает. В некоторых случаях, суровость только мешает. Но от неё всегда можно, при желании, избавиться. И тогда Вам под силу обойти даже опытных шулеров:)

"Матушка Ветровоск вошла в салон. Со стороны могло бы показаться, что его входная дверь обладает совершенно волшебными свойствами. Матушка Ветровоск подходила к ней своим обычным шагом. Но стоило ей миновать дверную арку, как она внезапно превратилась в согбенную, едва ковыляющую старушку, являющую собой зрелище, которое тронуло бы даже самое черствое сердце... Она еще немного сгорбилась и обратилась к человеку за стойкой.
- Икс козу муар, мусью, - окликнула она. Человек за стойкой бросил на нее равнодушный взгляд и продолжил полировать стакан.
- Чего надо, старая? - спросил он. В свидетельствующих о полном старческом маразме глазах матушки Ветровоск мелькнула едва заметная искорка.
- Не будешь ли ты так любезен одолжить мне колоду этих - как их? - ах, да! Кажется, они картами зовутся, - проскрипела матушка Ветровоск.
- Никак собираешься в гроб сыграть? - сострил человек за стойкой.
В глазах матушки снова мелькнул ледяной огонек. Однако она сдержалась и спокойно ответила: - да нет, просто пару сьянсов разложить. Хочу попробовать понять, в чем суть...
("Ведьмы за границей")

Кстати, о мимике и жестах. Как только достигнете достаточного уровня недосказанности, смело их добавляйте, выводя собеседника из состояния равновесия. Ведь помните первый приём? Не поддавайтесь сомнению сами, но щедро одаривайте им противника.

"Матушка Ветровоск придерживалась того самого метода игры, который приводит в бессильную ярость профессиональных игроков по всей множественной вселенной. Она держала карты в кулачке тесно сдвинутыми и в нескольких дюймах от лица, так что разглядеть можно было только самые их краешки. Она смотрела на свои карты так, словно боялась ненароком их обидеть. И создавалось впечатление, что она ни на мгновение не отрывает от них глаз, кроме как для того, чтобы быстро глянуть на стол. И она очень, очень подолгу думала. И она никогда, никогда не рисковала. Через двадцать пять минут она проиграла доллар, а господин Честни весь взмок."
( Матушка обыгрывает карточных шулеров; "Ведьмы за границей")

В арсенале матушки есть и более оригинальные варианты: ковыряние в ухе, цыканье зубом и много всякого интересного:) Не бойтесь импровизировать, ищите свой стиль!

"Ведьмы за границей".  Иллюстрация Пола Кидби
"Ведьмы за границей". Иллюстрация Пола Кидби

Приём 3. Главное не доброта, а благоразумие

О, с понятиями "доброта" и "благоразумие" вообще нужно разбираться отдельно. Это как круги Эйлера - смотря как рассматривать:) Можно, конечно, слукавить, и найти в них некое пересечение под названием "благо", но, по сути, это понятия независимые, а иногда и противоположные.

– Ты поступила очень храбро – вытащила ее оттуда на себе, да еще под стрелами эльфов, – сказала нянюшка.
– Так у них было меньше шансов попасть в меня, – пояснила матушка.
Нянюшка Ягг была откровенно шокирована. – Что?! Эсме, как ты...
– Ну, ее все равно уже подстрелили. А если бы подстрелили еще и меня, вообще никто бы не выбрался, – пожала плечами матушка.
– Но это... это несколько бессердечно, Эсме.
– Бессердечно, зато очень мудро. Я никогда не утверждала, что отличаюсь добротой. Благоразумие – вот что главное. И нечего так пялиться. Ты идешь или будешь весь день торчать здесь с открытым ртом?
диалог матушки Ветровоск и нянюшки Ягг ("Дамы и господа")

Конечно, матушка, как и мы чуть выше, слегка лукавит:) Но, в одном она права безоговорочно: благоразумие - это действительно главное. Хотите научиться принимать правильные решения в непростых ситуациях, отодвигайте эмоциональность и "неуместно высокие" порывы на задний план. Дайте возможность мозгу вступить в борьбу первому, а уж потом добавляйте катализаторы смелости, гордости и т.п. И тогда, возможно, Ваши решения действительно принесут в итоге добро.

Матушка Ветровоск и Эй(Ты). Иллюстрация HimeArt (https://www.deviantart.com/haimeart)
Матушка Ветровоск и Эй(Ты). Иллюстрация HimeArt (https://www.deviantart.com/haimeart)

Приём 4. Мягкое принуждение

Матушка Ветровоск никогда не слышала о психиатрии. И для того, чтобы пояснить, что такое мягкое принуждение в стиле матушки, нужно осознавать, что подобные приёмы в психиатрии и головологии абсолютно противоположны.

"Психиатр, заполучив пациента, которому кажется, что его преследует большое и страшное чудовище, постарается убедить беднягу, что никаких монстров не существует. Матушка, наоборот, давала больному стул, на который он мог взобраться, и большую тяжелую палку."
("Маскарад")

Мягкое принуждение от матушки Ветровоск - гениальный способ, побуждающий самого человека изменить привычный ход вещей. Разумеется, сама она выразилась бы иначе - она бы сказала, что, зная, где искать, ты всегда найдешь рычаг.

" - У вас тут должен быть король, так вот просто пойди и скажи ему, что, мол, явилась матушка Ветровоск, ладно?
- Он очень занят, - ответил голос. - У нас тут кое-какие неприятности.
- Значит, вряд ли ему нужны
еще проблемы, - уверенно кивнула матушка."
Из беседы матушки Ветровоск с гномами ("Ведьмы за границей")
"- Однако мы ведьмы и могли бы заплатить за дорогу другими способами: например, вылечить некоторые досадные недомогания, которыми ты страдаешь.
- Я не повезу тебя просто так, старая карга, – нахмурился возница. – И никакими досадными недомоганиями я не страдаю!
Вперед выступила матушка.
-
Недомогания – дело наживное, – твердо сказала она.
Разговор матушки с возницей ("Маскарад")

Данный приём также хорошо срабатывает во врачевании. Матушка никогда не знала такой кучи лекарственных трав и снадобий, получаемых из них, как Маграт. Да и зачем ей это было нужно?

"Матушка давным-давно смирилась с фактом, что люди приходят к ней не за настоящим лечением, а за пузырьком с чем-нибудь липким и противно пахнущим. Главным тут было не лекарство, а, так сказать, ложка."
("Маскарад")
"В примитивных народных методах лечения матушке Ветровоск не было равных. По сути дела, она могла врачевать на расстоянии: даже самый больной человек вставал, нет, спрыгивал с кровати при вести о том, что к нему в гости собралась матушка Ветровоск".
("Море и рыбки")

А если хотите узнать, как можно сочетать мягкое принуждение и эффект неожиданности, прочитайте новеллу "Море и рыбки"; такой Вы матушку ни в одной другой книге Пратчетта не увидите:)

"Море и рыбки". Иллюстрация Пола Кидби
"Море и рыбки". Иллюстрация Пола Кидби

Приём 5. Людям нужно давать то, что им нужно, а не то, что им хочется

О, вот тут следует упомянуть о Лили Ветровоск, старшей сестре Эсме. Именно в этом основополагающем приёме и разошлись сестры: Лили пыталась давать людям то, что им хочется, считая себя хорошей ведьмой, Эсме же всегда давала людям то, что им нужно, и, вследствие этого, ей приходилось хорошей ведьмой быть. Вам кажется, что в данном рассуждении вкралась ошибка? Отнюдь. Подумайте, пойдет ли Вашим детям, например, на пользу постоянно получать то, что им захочется? Да и Вам самим, уважаемые родители, тоже? Всегда ли мы понимаем к чему приведет исполнение наших желаний?

Человек плохо анализирующий последствия, как правило, только вредит себе своими желаниями. А просчитывать что-либо наперёд, когда уж очень чего-нибудь хочется, не любит никто. Но если Вы хотите овладеть искусством мотивации, придется в разобраться в сути проблемы.

"Добрые ничего плохого не делают и творят справедливость. А злые всегда в чем-нибудь да виноваты, поэтому-то они и изобрели милосердие."
Из диалога Маграт и нянюшки Ягг (Ведьмы за границей)

Матушка, как и все Ветровоски, всегда находится на грани добра и зла, потому понятия "милосердие" (касательно отдельных личностей) не чурается.

- Итак, вот мое предложение. Ты возвращаешь нам Маграт и принцессу, а мы отрубаем вам головы.
- И это ты называешь справедливостью? – осведомился граф.
- Нет, это я называю милосердием, – ответила матушка и поставила чашку на блюдце.
Диалог матушки Ветровоск и вампира графа Саракулы ("Хватай за горло")

Итак, если с понятиями "милосердие" и "справедливость" мы практически разобрались, легче будет понять, почему более справедливым будет дать человеку именно то, что ему нужно, не всегда учитывая его сиюминутные желания. Если Вы постоянно будете следовать данному правилу Вас не будут любить. Люди не любят тех, кто не делает то, что им хочется. Не любят тех, кто видит их насквозь.

Истинная правда, матушка была ведьмой старого закала. Она не делала людям добра, она поступала так, как того требовала ситуация. Вот только людям не всегда по душе такое отношение. Тот же старик Поллирт, что давеча сверзился с лошади. Ему ХОТЕЛОСЬ какой-нибудь микстуры от боли, а НУЖНЫ были несколько мгновений адской муки, пока матушка вправляла выбитый сустав.
("Море и рыбки")

Поэтому тут можно основной приём матушки Ветровоск слегка разбавить советом от нянюшки Ягг: "Вежливые вопросы наподобие "Как вы себя чувствуете?" помогают завоевать доверие окружающих и улучшают твой облик в глазах общественности". Но, когда у Вас действительно разболится зуб, Вы ведь всё-таки побежите к хорошему стоматологу, а не психотерапевту?:)

Матушка Ветровоск и Единорог. Иллюстрация YonYonYon (https://www.deviantart.com/YonYonYon)
Матушка Ветровоск и Единорог. Иллюстрация YonYonYon (https://www.deviantart.com/YonYonYon)

Что ж, уважаемый читатель, дерзайте - основы головологии теперь известны и Вам:) А уж если решите всё-таки изучить данную науку досконально, дадите фору любому психотерапевту:) Однако помните:

Плата за то, чтобы быть лучшим, — это обязанность быть лучшим.
("Дамы и Господа")

А в помощь Вам - список литературы в правильном порядке относительно матушки Ветровоск:)

1. "Творцы заклинаний"

2. "Вещие сестрички"

3. "Ведьмы за границей"

4. "Дамы и Господа"

5. "Маскарад"

6. "Море и рыбки"

7. "Хватай за горло"

8. "Маленький свободный народец"

9. "Шляпа, полная неба"

10. "Господин Зима"

11. "Платье цвета полуночи"

12. "Пастушья корона"

Но с ведьмами мы еще пообщаемся: во второй части поговорим о семейной психологии, общении с иностранцами и этикете вместе с нянюшкой Ягг. А может даже коснемся песенного творчества....

-11