(Into the Grizzly Maze или Red Machine, 2013, США)
Легендарный четвероногий актёр 20 века Барт Топтыгин (помнится, я писал о нем в обзоре "На грани") умер еще в 2000-м году, но дело его живёт! Буквально в год его смерти была рождена новая будущая мохнато-косолапая кинозвезда, которую, не мудрствуя лукаво, тоже окрестили Бартом! И которая на данный момент снялась уже в дюжине фильмов и сериалов, включая широко известную "Игру престолов".
К сожалению, роль в "Гризли" не принесла Барту-2 в берлогу много славы. Этот малобюджетный ужастик прошел по экранам почти не замеченным, пусть даже актёры в нём засветились известные: Джеймс Марсден, Томас Джейн, Билли Боб Торнтон и даже седовласый дедушка Скотт Гленн. Но то ли промоушен у картины был вяленький, то ли зрителю вся эта беготня с воплями по лесу показалась неинтересной, а кино в прокате не спас даже колоритнейший Барт Михалыч в роли монстра-человекоубийцы. Причем, заметьте, что здесь он вполне себе "аналоговый, теплый и ламповый", а не нарисованный с помощью корявой цифровой графики.
Зрители постарше, которые ещё помнят один из зарубежных хитов советских кинотеатров "Смерть среди айсбергов", сразу обратят внимание на похожесть сюжетных завязок этих картин. Разве что в ленте 1977 года людям мстил самец касатки, чью беременную самку случайно убили рыбаки, а здесь "царя природы" потрошит и обгладывает медведь-гризли, чью медведицу и детенышей перебили браконьеры. Что, разумеется, есть чистой воды мелодраматическая фантастика (не браконьерство, а медвежья месть), ведь реальным медведям-папашам на своё потомство начхать и они его не выращивают.
И да, вы правы: история в "Смерти среди айсбергов" куда более сложная. глубокая и трагичная. Тогда как в "Гризли" между хомо сапиенсами разыгрываются простенькие страсти-мордасти, которые, не кусай героев за бочок медведь-людоед, вылились бы в банальную мелодрамку средней паршивости.
Короче говоря, жили-были в одном лесном захолустье два брата-не-акробата, один из которых, Роуэн (Марсден), оттарабанил в тюрьме 7 лет за убийство (грехи бедовой молодости), а второй, Бекетт (Джейн), стал за это время помощником шерифа. И хоть после отсидки Роуэн в родную деревню не вернулся, однажды к нему обратилась за помощью жена его старого друга-индейца, умолявшая отыскать в лесу её пропавшего неделю назад мужа.
Почему она обратилась к Роуэну, а не в полицию? Да просто тот индеец водил по лесу не туристов, а браконьеров (тех самых медведокиллеров, да), и если бы его вдруг нашли копы... в общем, вы понимаете.
Ладно, Роуэн был парнем безотказным и, даже не желая видеться с Бекеттом, всё равно примчался в деревню и встретился с ним. Конечно, не сказав братцу-шерифу, зачем на самом деле он идет в лес. А у Бекетта - вот так совпадение! - в это время тусовалась в лесу жена-гринписовка, которая вдобавок была... глухонемой. То есть к ней сзади мог подскакать целый табун медведей, а она бы и ухом не повела. И пофиг бы, где её там черти носят, но в округе уже стали находить первые трупы, растерзанные огромным гризли. Причем трупов с каждым часом становилось всё больше, так что Бекетт занервничал. И тоже рванул в лес спасать свою благоверную, пока ей медведь не наступил на ухо в прямом смысле слова.
Короче говоря, скоро в лесу так или иначе собрались все. Включая сексапильную местную докторшу и шизанутого охотника (Торнтон), которого медвежатиной не корми, а дай только по той медвежатине пострелять из винтовки. Ну а злобный монстр только и рад такому изобилию двуногой пищи. Половина из которой оказалась вдобавок безмозглыми гуманистами, не желающими убивать бедненькое страдающее животное даже после того, как оно усеяло лес человеческими останками... Супер! Как говорится, "Чикатило всячески ободряет!".
***
В общем, поскольку я люблю кино про дикую природу и настоящее, не "цифровое" зверье, чьи художественные съемки, это всегда высокое искусство, у меня рука не поднимается влепить "Гризли" столь же скромную оценку, как на Кинопоиске и IMDb. Хвалить его, правда, кроме горно-лесного антуража, живого медведя и кровищи, тоже не за что. Все здешние приключения бесхитростны и линейны, а отношения между героями примитивны и предсказуемы. Но для недорогого полуторачасового ужастика развесистая драматургия в принципе и не нужна. Ну а как хоррор с легким закосом в трешак "Гризли" выглядит довольно забавно и смотрибельно.