Найти в Дзене

ОБОРОТНИ В ИКОНАХ. МУСТАФА КЕМАЛЬ. Часть I.

Среди наименее известных большей части русскоязычной публики объектов исторических разночтений, можно выделить Мустафу Кемаля Ататюрка. Обычно, знания о нём ограничиваются лишь его известностью как основателя Турецкой республики и её первого президента. Но послужной список Мустафы Кемаля куда шире и любопытнее, чем может показаться и, прежде всего, это человек, на чьих руках кровь более 200 000 простых греков и армян – коренных жителей Турции, жертв проводимой им политики тюркизации. С точки зрения турецких властей, он – великий отец нации, основатель современного турецкого государства, просветитель, учитель, вождь и т.д., и т.п. С точки зрения здравого смысла, он – типичный националистический, авторитарный, деспотичный политик. Разберём же его преступления по полочкам, начав с краткого ознакомления с его ранней биографией. Мустафа Кемаль родился не в самой богатой семье, в городе Салоники, бывшем в то время частью Османской империи, в 1880 или в 1881 году. С юных лет он принимал г

Среди наименее известных большей части русскоязычной публики объектов исторических разночтений, можно выделить Мустафу Кемаля Ататюрка. Обычно, знания о нём ограничиваются лишь его известностью как основателя Турецкой республики и её первого президента. Но послужной список Мустафы Кемаля куда шире и любопытнее, чем может показаться и, прежде всего, это человек, на чьих руках кровь более 200 000 простых греков и армян – коренных жителей Турции, жертв проводимой им политики тюркизации. С точки зрения турецких властей, он – великий отец нации, основатель современного турецкого государства, просветитель, учитель, вождь и т.д., и т.п. С точки зрения здравого смысла, он – типичный националистический, авторитарный, деспотичный политик. Разберём же его преступления по полочкам, начав с краткого ознакомления с его ранней биографией.

Мустафа Кемаль в костюме янычара в Софии. 1914 год.
Мустафа Кемаль в костюме янычара в Софии. 1914 год.

Мустафа Кемаль родился не в самой богатой семье, в городе Салоники, бывшем в то время частью Османской империи, в 1880 или в 1881 году. С юных лет он принимал горячее участие в революционных сообществах. С 1902 по 1905 обучался в Оттоманской академии генерального штаба, во время обучения в которой был обвинён в критике режима султана Абдула Хамида и, отсидев небольшой срок, был сослан в Дамаск для прохождения службы в 5-ой армии. В 1907 году переведён в город Монастир (совр. Битола, Республика Северная Македония). С 1911 года служил в Константинополе, в генеральном штабе империи. К началу Первой мировой войны находился в чине подполковника. Во время боевых действий на русско-турецких фронтах и Дарданелльской операции войск Антанты, проявлял себя как талантливый, расчётливый и хладнокровный командир. Как пишет Джон Кинросс в своём труде «Ататюрк. Возрождение нации», во время сражений на Галлипольском полуострове с войсками Великобритании, 12 апреля 1915 года, Кемаль отдал 57-му полку своей дивизии следующий приказ: «Я не приказываю вам наступать, я приказываю вам умереть. Пока мы будем умирать, другие войска и командиры смогут прийти и стать на наши места».

Тем не менее, Турция оказалась в проигрышном положении и, 30 октября 1918 Османская империя подписала капитуляцию, заключив Мудросское перемирие. Его результатом стало полное разоружение Турции, сдача всех её портов, военных судов, железных дорог, средств связи, топливных, горюче-смазочных и продовольственных ресурсов, сдача турецких гарнизонов на территории Йемена, Сирии, Месопотамии, Хиджаза, Асира и оккупация войсками Антанты столицы империи – Константинополя (Стамбула). Также, 7 статьёй перемирия предусматривалась оккупация войсками Греческого Королевства, при поддержке флота Антанты, столицы древней Ионии и одного из крупнейших центров анатолийского (восточного) эллинизма - Смирны (совр. Измир). Этот шаг был продиктован также желанием Франции и Великобритании помешать итальянскому флоту занять Ионию. В этих условиях Мустафа Кемаль возвращается в Константинополь и сдаёт командование. Установившиеся после военного поражения Турции оккупационные порядки, мягко говоря, не устраивали большую часть военной элиты и аристократии бывшей Османской империи. 22 июня 1919 года Кемаль издаёт «Амасьеский циркуляр», в котором объявил созыв комитета представителей временного правительства Турции, для решения проблемы назревшего раздела страны Антантой. Съезд представителей шести восточных субъектов бывшей империи проходил с 23 июля по 7 августа 1919 года в Эрзуруме. На нём, и на проведённом после Сивасском конгрессе, Кемаль изложил свои идеи «спасения отечества», обретя массу сторонников, которые способствовали продвижению идей Мустафы и спасли его от ареста зависимым от Антанты Султанским правительством. В декабре 1919 Кемаль въехал в город Ангору (Анкару), где местные жители встретили его ликованием, как национального героя. 16 марта 1920 Антантой был распущен парламент Османской империи. В ответ на это, Мустафа Кемаль созывает в Анкаре Великое Национальное Собрание Турции, председателем которого он был избран на первом его заседании, 23 апреля. Ни одна из держав Европы не признала созыва кемалевского парламента в Анкаре. Через 6 дней после избрания Мустафы главой правительства, он издаёт указ, согласно которому любой, кто посмеет усомниться в легитимности Великого Национального Собрания Турции, подлежит немедленной смертной казни. Фактически, таким образом, Кемаль объявил войну странам Антанты и Султанскому правительству, которое, в ответ на данный указ, 1 мая 1920 заочно приговорило Кемаля и всех его сторонников к смертной казни.

Мустафа Кемаль-паша в 1918 году.
Мустафа Кемаль-паша в 1918 году.

7 июня правительство Кемаля объявило все договоры Османской империи, заключённые после 1918 года недействительными, а затем, захватив в плен некоторых членов британских дипломатических миссий, сорвало подписание Севрского договора между Антантой и Султанским правительством, призванного окончательно разделить страну на зоны влияния. Позднее своих заложников кемалисты обменяли на содержавшихся под стражей на Мальте турецких офицеров, обвинявшихся в преступлениях во время первой волны геноцида армян (1914-1918 г.г.). Так был заложен первый камень в основании будущей республики.

Историю о героическом восстании кемалистов, не допустивших распада Турции и изгнавших из страны англо-французских интервентов, захлёбываясь от восторга, рассказывают все турецкие гиды-экскурсоводы, сопровождая туристов из аэропорта в их пятизвёздочные отели. Но едва ли кто-то из них расскажет вам о том, что основной идеей Кемаля была «Турция для турок», а сам кемализм есть не что иное, как турецкий нацизм. О том, какими же методами Мустафа Кемаль насаждал свою идеологию, мы поговорим во второй части статьи.