Битва за Британию стала свидетелем многих героических трюков от многочисленных доблестных военнослужащих, которые метафорически танцевали со смертью ради победы над подавляющим врагом.
Они бросали вызов здравому смыслу, поступками, бросали вызов тлеющим взглядам смерти и устремлялись вперед в моменты, которые заставили бы многих отступить.
Джон Ханна был таким человеком. И это его история.
Шотландский летчик родился в Пейсли 27 ноября 1921 года. После завершения обучения в средней школе в Виктории Драйв, в Глазго, он поступил на службу в Королевские ВВС (RAF) в 1939 году.
В 1940 году он стал сержантом, служил в 83-й эскадрильи РАФ как радист и воздушный стрелок на борту бомбардировщика Хэндли Пэйдж Хэмпден.
Бомбардировщик Хэмпден был двухмоторным средним бомбардировщиком по прозвищу “Летающий чемодан” за его тесное пространство, которое не обеспечивали лучших условий работы для его экипажей из четырех человек. Однако, это был основной бомбардировщик для британцев на начальных этапах Второй мировой войны.
15 сентября 1940 года RAF начали атаку на немецкие войска в городе Антверпен, Бельгия. Антверпен был оккупирован Германией с мая 1940 года и был особенно важен из-за своего порта.
В ту ночь, во время атаки, экипаж бомбардировщика Ханны успешно сбросил бомбы на немецкие баржи в назначенном месте.
Но как только они сбросили бомбы, немецкие зенитные орудия атаковали их. Хэмпден получил прямой удар от интенсивного вражеского огня. Оказалось, что вражеский снаряд попал в бомбоотсек, и самолет быстро охватило пламя.
Кабина самолёта пылала, и когда зенитки пробили топливные баки, самолет оказался на грани взрыва.
Джону Ханне удалось добраться до пары огнетушителей. Но вскоре он понял, что задний стрелок, Джордж Джеймс, покинул самолет, так как его пол растаял в огне.
Ханна также имел возможность выпрыгнуть из самолета в условиях относительной безопасности. Здравый смысл предложил бы бы воспользоваться этой возможностью. Однако вместо этого Ханна встал перед огнём, размахивая огнетушителями.
В течение десяти минут Ханна распылял огнетушителем во всех направлениях, изо всех сил стараясь не допустить уничтожения самолета пламенем. Когда огнетушители были исчерпаны, огонь все еще горел.
Ханна взял свой бортовой журнал и начала тушить пожары. Когда бортовой журнал поглотило пламя, он использовал свои голые руки. Он боролся посреди взрывающихся боеприпасов, ослепляющей жары и удушающих паров . Но он не остановился. Когда он начал задыхаться, ему удалось добраться до источника кислорода.
К тому времени как он потушил огонь, пол его позиции был полностью расплавлен, и его лицо и руки были ужасно обожжены.С сильной болью он прополз через самолет к штурманской позиции и обнаружил, что штурман уже давно покинул бомбардировщик. Остались только Ханна и пилот.
Он достал журнал и карты штурмана и передал их пилоту. С помощью Ханны, пилот успешно посадил сильно поврежденный самолет обратно на базу ВВС.Ханну срочно доставили в больницу для срочного лечения. 1 октября он узнал, что будет удостоен Креста Виктории.
Во время события над Антверпеном, сержанту Джону Ханне было всего восемнадцать лет. Его ошеломляющее мужество, решимость и преданность долгу сделали его самым молодым получателем награды за воздушную операцию. Он также был самым молодым получателем Креста Виктории Второй мировой войны.
После того, как он оправился от ран, он остался в рядах Королевских ВВС. Но шрамы 15 сентября 1940 года преследовали его всю оставшуюся короткую жизнь. Ожоги ослабили его иммунную систему, сделав его восприимчивым к болезням.
В конце 1941 года, он заболел туберкулезом. В декабре 1942 года его слабеющее здоровье привело к его увольнению из RAF. RAF отправили его с полной пенсией по инвалидности.
Ханна стал водителем такси, но не смог справиться с работой из-за своего здоровья. В марте 1947 года он оказался в санатории Маркфилд, в медицинском учреждении в Лестере. Он умер 7 июня 1947 года, оставив жену и трех дочерей.
Его захоронение находится на кладбище церкви Святого Иакова Великого в деревне Бирстолл, Северный Лестер, а его Крест Виктории выставлен в Музее Королевских ВВС в Лондоне.
На его надгробии есть надпись: “Мужественный долг, исполненный в любви, он служит своему пилоту сейчас наверху.”
Читайте также: Русский Рэмбо Второй мировой войны
Спасибо за прочтение этой статьи. Если она вам понравилась, ставьте палец вверх, делитесь в соцсетях, а также подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации. Заранее спасибо!