Духовная музыка…что это? Хор, звучащий в церкви на Пасху, песня, в которой упоминается Бог или, может быть , просто красивая мелодия, настраивающая на возвышенный лад? И бывает ли музыка недуховная?Термин этот можно понимать очень широко. Тогда в него не попадет лишь музыка, вызывающая откровенно низменные эмоции или песни, написанные на пошлые скабрезные тексты. Определение кажется слишком размытым? Есть и более узкое: к духовной музыке относятся произведения, связанные с религиозными текстами. Кажется правильным, вот только в такую классификацию никак не втиснуть многие инструментальные композиции. Например, знаменитая Токката и фуга Баха ре-минор, первые ноты которой сразу вызывают в памяти соборные витражи, автоматически становится «недуховной». Или такой пример: понравился вам текст Аве Мария, написали вы на него романс под гитару, даже очень удачный, прямо берет за душу. Куда эту музыку теперь причислить?
Попробуем разобраться. «Духовная музыка» - понимается двояко. И как звучание, возвышающее человека над обыденностью и как синоним церковного репертуара, или песен, которые верующие использую в быту. Тут уже все зависит от религии или даже конфессии. Например, в исламе нет богослужебной музыки, как таковой. Есть пришедшая из Индии традиция каввали, когда под музыку исполняют суфийскую поэзию. В иудейской традиции музыка в древних времен занимала важное место. Специалисты подсчитали: в Ветхом завете упоминает целых 24 музыкальных инструмента разных видов – духовые, струнные и ударные. Во времена царя Давида при храме был хор и оркестр. Когда в 70 году храм был разрушен, появились синагоги. В них уже только пели, черпая тексты из книг Иеремии, Иова и Притчей Соломоновых. Интересный факт: раннехристианская духовная музыка развивалась под влиянием иудейской, а потом, более полутора тысяч лет спустя получилось наоборот. В XIX веке в иудаизме зародилось реформистское направление, его активисты (среди них Якоб Херц Бер, отец известного в то время композитора Джакомо Мейербера) начали устанавливать в синагогах органы и делать органные аранжировки традиционных еврейских песнопений. Они хотели приобщить таким образом еврейский народ к европейским ценностям.
Православная традиция кажется нам гораздо более монолитной, в смысле церковной музыки. «Органа в православной церкви не было и нет» - уверенно скажут многие из нас и ошибутся. В греко-православных церквях Америки органы весьма популярны. Есть две неофициальные версии, объясняющие этот факт. Во-первых, некоторые американские православные общины выкупали соборы у протестантов или католиков. А во-вторых, архиепископ Афинагор Спиро, который управлял Греческой Архиепископией в 1931 году, очень любил органную музыку.
Кстати, об органе. Он кажется нам абсолютно «духовным» музыкальным инструментом, а ведь он проник в церковь не сразу и с большим трудом потому, что дискредитировал себя во времена античности. Античная органная музыка мало походила на духовную. Мощный звук органа использовался в массовых мероприятиях. В число таковых входили театральные представления, гладиаторские бои, придворные церемонии, казни. Было бы даже странно появление этого инструмента в христианском храме первых веков новой эры. Согласно легенде, только в середине VII века его ввел в богослужения папа римский Виталиан. Сегодня мы говорим «орган» подразумеваем «Бах». Кажется, что музыка Баха уж точно должна звучать на богослужениях, ведь он был церковным органистом. Тут тоже все не так просто. Бах принадлежал к лютеранской традиции, поэтому на католической мессе его музыка может звучать только в определенные моменты, и только определенные композиции. Зато на концертах, которые проводят почти во всех соборах, где есть орган, Баху всегда рады.
Вернемся к вопросу: будет ли духовной музыкой наш романс под гитару на текст Аве Мария? Несомненно, если он написан красиво и талантливо. А вот исполнение его на богослужении в церкви будет зависеть от соответствия музыкальным канонам той или иной конфессии. Разумеется, из-за гитары он не пройдет цензуру в русской православной церкви, даже если вместо Аве Мария будет ее церковнославянский вариант «Богородице Дево радуйся». Навряд ли его допустят и в католический собор, если автор не имеет представления о музыкальных канонах католицизма. Вполне возможно, этот романс войдет в богослужебный репертуар какой-то из протестантских конфессий, где музыкальные ограничения не так строги. Совершенно точно его будет можно назвать «религиозной» музыкой – той, что звуками напоминает нам о священных текстах. Слушать, а тем более исполнять такие музыкальные произведения –своего рода духовная практика. Известны слова святого Августина Аврелия на эту тему: «Кто поёт о Боге, тот молится Ему дважды».