За пару месяцев до окончания Великой Отечественной войны в конструкторском бюро Уральского завода тяжелого машиностроения была создан прототип новой советской самоходной артиллерийской установки, предназначенной для замены САУ СУ-100, которая уже находилась на вооружении СССР.
Опытный образец получил обозначение САУ СУ-101 и именно о нем сегодня пойдет речь!
Практически все советский САУ (за исключением САУ СУ-76) имели такую компоновку, при которой моторно-трансмиссионное отделение располагалось в корме, а боевое отделение занимало переднюю часть машины, что можно продемонстрировать на примере той же "сотки".
В новой же машине броневая рубка была перенесена назад, а МТО, следовательно, "переехало" вперед, что положительно сказалась на общей защищенности экипажа. Кроме этого, новая САУ, в отличие от немецкого "Фердинанда" имела рациональные углы наклона броневых листов, толщина которых значительно выросла, по сравнению с предшественником: лобовая броня корпуса - 90 мм (у СУ-100 - 75 мм), борта - 75 мм (у СУ-100 - 45 мм), а вот толщина кормовой брони СУ-101 поубавилась: 40 мм против 45 у СУ-100, при наличии у последней еще и наклона листов в 45 градусов. Рубка была бронирована еще серьёзнее: лоб - 120 мм, борт - 90 мм, корма - 40 мм.
Машина конструировалась на шасси тана Т-44, отличием которого от "тридцатьчетверки" является индивидуальная торсионная подвеска. Масса возросла до 35 тонн.
Вооружение осталось САУ осталось прежним - пушка Д-10С, калибр которой 100 мм. Кстати существовала еще и опытная САУ СУ-102, которая отличалась лишь 122-х мм орудием.
Однако и без недостатков не обошлось, в роли которых здесь выступает крайне скромные размеры боевого отделения, что сильно затрудняло деятельность экипажа. К слову, испытания машина проходила уже летом 1945, когда война была уже закончена. Несмотря на ее высокие характеристики и успешное происхождения цикла испытаний, от дальнейших работ было решено отказаться, в связи с нецелесообразностью развертывания выпуска новой САУ, базировавшейся на агрегатах танков военного периода, которые не отвечали в полной мере требованиям эксплуатации.