Считается, что большинство детей ходят в цирк из-за возможности увидеть выступление клоуна. Так было раньше. В наше время все больше детей стали бояться этого персонажа. Почему образ клоуна претерпел такую деформацию? Откуда растут ноги этой фобии, и есть ли причины вернуть наше расположение этому персонажу.
Читайте также: У экспертов есть стратегия календарного планирования, которая сделает занятого человека счастливее
Кто такой клоун на самом деле?
Слово «клоун» на разных языках имеет свое значение, так, в английском языке – это «мужик, деревенщина», в итальянском – «мешок соломы», в скандинавских языках – «клинн» или «клинс», то есть «неуклюжий», а если заглянуть в латынь, то просто «крестьянин». Видимо, некая неловкость и неуклюжесть, проявляющаяся у обычного народа в присутствии высоких господ, здорово веселила последних. Оттуда ноги и растут.
Синонимов у клоуна множество: артист, паяц, коверный, скоморох, шут, буффон, эксцентрик, гаер, фигляр, комик. А значение – одно: паясничать, строить из себя невесть что, вести себя шутовски. Сейчас есть цирковые, театральные, эстрадные разновидности этого персонажа. Они работают в паре или поодиночке. Часто клоун может изображать трагический образ, например, всем известный «Пьеро», разыгрывать печальные сцены. Но разве это должно пугать? Разве паясничание может вызывать фобию? Наблюдается явный психологический диссонанс между образом и значением образа.
Как было на Руси?
На Руси скоморохи издревле почитались всеми слоями населения, будь то князь или дитя, богач или бедняк. Группы потешников переезжали с места на место, пересказывая были, исполняя древние языческие песни. Это были балагуры, певцы, фокусники – люди, способные в форме шутки поднять болезненные вопросы жизни. Многие из них обладали знаниями знахарей. Яркие, пестрые одежды с колокольчиками и бубенцами, уникальные музыкальные инструменты, ярко раскрашенные лица с небольшим преувеличением в чертах облика придавали носителям этой профессии добродушности, открытого веселья.
Раскрашивание лиц было необходимостью, чтоб лучше передать характер персонажей, подчеркнуть их эмоции по сюжету, а также, чтоб всем было видно, даже если не слышно, ведь представления собирали, обычно, всю общину города, поселка. Скоморошьи песни и прибаутки были близки народу, их слушали, к ним прислушивались. Это ставило под угрозу главенство церкви в душах людей. Чем больше укреплялась церковь, тем активнее преследовалось скоморошье движение. Уникальные музыкальные инструменты привселюдно сжигались, яркость образов порицалось, а само действо приравнивалось к бесовщине. Карательные операции и гонения привели к полному исчезновению скоморошничества, как явления. Постепенно появились разные ответвления, типа бардов, передвижных цирков, театральных групп.
Как было в Европе?
В европейской культуре клоун появился в граничное время между Средневековьем и Новым временем, и чаще носил имя «шут», поскольку эту должность при дворе занимал человек из высшего сословия, а никак не простолюдин или крестьянин. Шуту позволялось то, что другим зась, а именно говорить монарху правду обо всем, даже самом неудобоваримом.
Для развлечения простолюдинов были циркачи, театральные труппы и барды. Последних очень почитали, они являлись носителями древних сказаний и знаний. Для некоторых из них это была первая ступень, чтоб в дальнейшем иметь возможность стать друидом. В конце 16-го века В. Шекспир стал одним из популяризаторов шутовства, как явления, в театральных постановках и пьесах. А в 17-м веке клоунада распространилась по всей Европе. Шутовство здесь избежало участи русского движения, очевидно потому, что не было единым, всеохватывающим информационным направлением, но было узкоспециализированным, и потому не столь влиятельным на умы народа.
Читайте также: Почему мы выбираем не такого партнера, которого хотели изначально
Клоунада в США
Клоун в США очень быстрыми темпами занял место не веселящего персонажа, а запугивающего. Очевидно, менталитет, где сила является главенствующей прерогативой, внес свои коррективы. Черты лица не просто слегка преувеличили, их сильно изменили, порой утрируя до безобразия, превращая в пугало. Образ стал преувеличенно гротескным. Яркие, красочные цвета скоморохов смешали с резко черными и интенсивно белыми, создав образ не живого, доброго паяца, а страшного недозомби. Непропорциональные части тела многих клоунских персонажей только усилили эффект.
В кинематографии и в американской литературе персонажу выделили роль кровожадного и жестокого. В противовес скоморохам на Руси и шутам в Европе, американские клоуны играют не на гуслях и гудках, не звенят бубенцами, они зачастую носят оружие, маскируя его в театральной мишуре. Их эмоции скрыты за гротескными, словно прилепленными намертво масками, а это пугает, вызывая бессознательный глубинный ужас. Поп-индустрия только выиграла от этого, спровоцировав целую «эпидемию» жутких клоунов. Это стало официальной точкой рождения такой фобии, как коулфобия – боязнь клоунов.
Разбойники в клоунских нарядах
Впрочем, если уж и говорить о негативных образах, то не единой Америкой пополнялась база фобий. Впервые о таком явлении написал Эдгар По в 1849 году в своем рассказе «Прыг-Скок», основанном на сюжете из жизни Карла шестого.
Затем были «Паяцы» Леонкавалли, «Дети райка» в театральной мимической сценке Батиста. Стивен Кинг в своем «Оно» превзошел всех в нагнетании ужаса. Киношники почуяли момент истины, и вот уже страшный и ужасный образ стал обычным в американских фильмах. А там, где есть наводка киношников, мошенники в сторонке не стоят. Образ клоуна примеряли на себя все подразделения бандитского мира – от хулиганов до убийц. Несерьезность художественных сюжетов заменила серьезность реальных поступков.
Причины, симптомы и последствия коулфобии
Дети очень восприимчивы к преувеличениям, особенно, в гипервариантах. Ведь недаром в детских сказках, если персонаж хороший, то и красивый, и добрый на все сто процентов, то же наблюдается, если он – «плохой», только со знаком «минус». Клоун, призванный веселить, в понимании детей должен быть «добрым» априори, но современный внешний вид, непропорциональные части одежды, подразумевающие таковые и в частях тела, вызывают диссонанс, расхождения в том, что ребенок видит и что должно быть, сбивает с толку, а ведь все, что не понятно, природно вызывает страх. К этому добавляется зачастую преувеличенно-развязное поведение персонажа, антисоциальное, такое, о котором родители говорят, что это - плохо. А здесь приводят в цирк и утверждают, что клоун – это смешно, приглашают на детские праздники. Непонимание происходящего, двусмысленность в поведенческих установках, загоняют неокрепшее сознание ребенка в угол. И первая защитная реакция - страх.
Человек способен пронести свой страх до седых волос. И не важно, что твое сознание уже может дифференцировать предметы, поведение, эмоции. То, что заложено в детстве, как и то, что написано пером, не просто извлечь из человеческой психики. Фобии могут сопровождаться накатыванием волн паники, сильным потоотделением, одышкой, аритмией, жаром, тошнотой. А эти симптомы могут потянуть за собой развитие настоящих, основанных на физиологических процессах, заболеваний. Поэтому не стоит легкомысленно относится к своему состоянию, если вы уж подхватили такую психотравму. Пусть вам будет все равно, что в современной психиатрии фобии не приравниваются к полноценным заболеваниям, – просто позаботьтесь о себе. На всякий случай. А то, к примеру, в США этой разновидностью фобии страдают столько взрослых людей – 12% от общего количества населения.
Стоит помнить, коулфобия лечится в любом возрасте. Одним из возможных вариантов лечения – личное знакомство с клоуном. Ваше подсознание должно принять тот факт, что пугающий вас персонаж на поверку оказывается простым человеком в балахоне и измазанный красками.
Читайте также: Невербальные сигналы: когда знание психологии хорошо, а когда – не очень
Клоуны в больницах
Несмотря на то, что паническое состояние при виде клоунов присутствует в жизни многих, веселый образ этого персонажа успешно помогает с реабилитацией больных детей. Здесь нет размалеванных лиц, лишь немного приемлемого макияжа и яркий нос, вызывающий радость у детей, так как ассоциируется с Дедом Морозом и простые, сказочные костюмы.
Лечиться непросто даже взрослым, и детские психологи не всегда могут добиться, чтоб ребенок пошел на контакт. Малышу и так плохо, а процедуры не повышают доверия к врачам. Поведение, близкое к детскому, веселые игры вытаскивают ребенка из собственной раковины страха, запуская механизм самообновления детского организма.
Что было – помним, что есть – видим, что будет – узнаем – расхожая фраза. Применяя ее к образу клоуна, хотелось бы вернуть ему веселую, развлекательную миссию. Вернуть, утвердить и узаконить. И если время невозможно повернуть вспять, то приемы и знания забавных балагуров, умных шутов и скоморохов возродить и освоить возможно, чтоб очистить, отмыть образ весельчаков и правдолюбов, а нам - искоренить один из бессмысленных психологических страхов. Так мы сможем с уверенностью поставить запятую на ее законном месте: любить, нельзя бояться.