Найти тему
Текстильные Новости

Итоги 2018 года. Импортозамещение одежды захромало на вторую ногу?

Оценка итогов 2018 года показывает, что ёмкость рынка текстиля выросла, и, судя по тенденциям, импортные вещи заполняют недостаток выпуска российских. Импортозамещение серьёзно хромает, на обе ноги. Речь идёт о проданной продукции, ситуацию со складами неликвидов на российских текстильных предприятиях мы уже рассматривали.

Магазин одежды
Магазин одежды

За чей счет банкет? За счет народа!

Вторая часть фразы была вырезана из известной кинокомедии, но в данном случае она полностью оправдывает прирост продаж текстиля в России. Мы в прошлом году покупали больше, по оценкам (пока примерным) ёмкость превысила 700 млрд. рублей.

Любопытно как распределились деньги, покупка одежды меняет приоритеты (мы рассматриваем все виды, включая чулочно-носочные изделия).

  • Львиную долю занимает первая десятка ритейлеров, причем ГК INDITEX третий год остаётся безусловным лидером;
  • В статистике всплыл Ашан, доля которого в реализации раньше была слишком мала;
  • Впервые прямые продажи швейных компаний превысили отметку в 1 млрд. рублей;
  • Остальные розничные магазины подтянулись к ритейлу, рост составил почти 32%.
Сравнительные данные розничного оборота текстильной продукции
Сравнительные данные розничного оборота текстильной продукции

Заметим, что интернет торговля в существенной мере отражена статистикой, частично попала одежда, импорт которой вышел из «тени», поскольку сетевые компании активные игроки электронных торгов. Практически все крупные продавцы в 2018 показали (плюс-минус) честные цифры об интернет обороте, поэтому реальный рынок немного выше 700 млрд. руб.

Факторов увеличения продаж немного, но они оказали влияние на ситуацию. В целом покупка одежды связана с объективными моментами:

  • Небольшой рост реальных располагаемых доходов населения;
  • Субсидирование за счет бюджета больших групп населения (многодетные, пенсионеры, малоимущие и пр.);
  • Необходимость обновления носимых вещей, приобретение которых было отложено ввиду кризиса;
  • Серьёзное изменение модных трендов по отношению к 2016 – 2017 годам.
Магазин одежды
Магазин одежды

Одновременно с ростом трат россияне изменили предпочтения, что привело к изменению структуры покупок.

Детская одежда и женские вещи по-прежнему в лидерах

С колебаниями продаж детской одежды всё понятно, они прямо (с прогнозируемым запаздыванием) коррелируют с демографической ситуацией в стране. В минувшем году в денежном эквиваленте рост примерно на 9%.

Женщины намного пристальнее следят за модой, чем мужчины и чаще обновляют гардероб, но при этом, в денежном выражении, сектор немного «просел». В целом женская одежда потеряла 1,2%.

Объём мужских проданных в розницу вещей вырос на 2,3%, чулочно-носочных изделий снизился на 1,6%.

Появились интересные данные о плавном изменении структуры спроса, приведённые по отдельным категориям.

Снижение объема производства
Снижение объема производства

Читать график стоит как обратное соотношение произведённых изделий к вещам, пользующимся спросом в штуках. Фактически производитель резко (5-8% это много) снижает выпуск невостребованных костюмов, и по указанным группам динамика положительная, то есть снижение продолжается.

Вот тут возникает вопрос, какие носки носят россияне? Чулочно-носочная категория много лет является хорошим индикатором «настроения» текстильной отрасли. Сокращение на 8% означает что:

  • Произошло затоваривание складов по разным причинам (цена, качество, недоработки отделов сбыта и т.д.);
  • Утрачены позиции на рынке ввиду конкурентной борьбы;
  • Появились новые игроки, с которыми сложно соперничать в борьбе за покупателя;
  • Недостаточно сырья или современных производственных мощностей.
Производство одежды
Производство одежды

Одна из профильных фабрик прокомментировала снижение объёма ещё одной причиной – «стало невыгодно производить дешёвые носки и чулки». Возможно, это главный фактор уменьшения количества выпускаемой одежды. Производители, особенно женской одежды, пытаются переключиться на более дорогие сегменты, убедившись в высоком качестве своих товаров. И заметив при этом уход из России серьёзных брендов.

2019 год покажет правильность или ошибочность подобных решений, но очевидную тенденцию нельзя не заметить – структура привычного для россиян спроса на одежду меняется.

Почему растет импорт в условиях перепроизводства швейными фабриками?

Российский текстиль оказался в непростой ситуации, получив возможность наращивать объём производства качественных вещей. Качество российских товаров сомнений почти ни у кого не вызывает, но стереотипы «импорт всё равно лучше» пока никто не отменял. Такое вот вышло импортозамещение.

Крупные сетевые магазины ориентированы на отечественные товары, но даже при высокой степени локализации производства у ведущего ритейла картина выглядит следующим образом:

Изменение доли импортной одежды в продажах ведущих ритейлеров
Изменение доли импортной одежды в продажах ведущих ритейлеров

Есть о чём подумать нашим швейным производствам. По каким-то причинам продавцы наращивают импортную составляющую, а значит, отказываются от покупок местных товаров.

Не претендуя на истину, выскажем собственные предположения о том, что происходит. Продолжение на нашем сайте.