Москвичка Ольга Онойко получила образование музыковеда, но ни дня не работала по специальности. В своем канале «Речи мертвого музыковеда» Ольга простым языком рассказывает о теории музыки, собирает нотные обложки разных эпох и вспоминает самые популярные музыкальные жанры прошлых лет.
О названии канала
Музыковед мертвый, потому что я ни разу не работала по специальности. Разве что, пока училась, вела в музыкальной школе сольфеджио и музыкальную литературу. Двенадцать лет я работала в «Яндексе», затем в маленьком стартапе, а сейчас я частно практикующий маркетолог. Мой блог — это моя единственная работа в качестве музыковеда.
Несколько лет назад я уже делала подобный проект: цикл научно-популярных рассказов об истории музыки. Я начала с палеолита и дошла до Иоганна Себастьяна Баха. На Бахе остановилась, потому что очень сложно описать в лёгкой форме, чем же он так крут. Потом появился «Дзен», и я решила возродить проект. Читатели начали приходить в блог сами, новые подписчики появлялись каждую неделю.
О самом популярном посте
У меня много постов о теории: про сонатную форму, бимузыкальность или системы нотной записи, — но это мало востребовано. Лучше заходят посты об истории музыки, например про музыку Древнего Египта и историю клавишных инструментов. Кажется, мой самый популярный пост был про советскую музыку. Я посмотрела в «Яндекс.Метрике»: моя главная аудитория — это мужчины в возрасте. Наверно, поэтому это самая популярная статья в моем блоге.
Я понимаю, что читателям очень интересны биографии композиторов и музыкантов со всеми подробностями. Люди любят читать про отношения и скандалы. Но мне просто не хочется об этом писать, меня это не привлекает.
Мне интересны каналы про искусство, теорию литературы и путешествия. Навскидку: каналы искусствоведа Шакко Кицунэ и журнала «Эстезис», канал про путешествия sevprostor и, конечно, «Страдающее средневековье».
О сильных впечатлениях
Как говорила одна моя профессор, «с детства ненавижу музыку, особенно классическую». Музыку я люблю как концепцию и систему, то есть мне нравится изучать её больше, чем слушать. Например, очень интересно устроены полифония свободного стиля или мотеты. Просто это уже не столько музыка, сколько головоломка и математика.
В последнее время я рандомно включаю свой большой плейлист на «Яндекс.Музыке», а еще слушаю рекомендации. Там в основном русский рок и авторская песня. Да, музыка в этих жанрах часто примитивна, основную роль играет текст. Но в их миксе возникают интересные формы, которые временами производят сильное впечатление.
О том, как начать разбираться в классической музыке
Классическая музыка во многом сюжетная. Эти сюжеты бывают программными, например заимствованными из литературы, а бывают чисто музыкальными. И если вы не хотите загнуться от тоски, то слушание должно быть активным. Это не та музыка, которую можно слушать фоном. Тут нужно отслеживать сюжет, замечать, как меняются музыкальные темы. Если почитать о сюжетах, то слушать станет легче. Но в целом важен слуховой опыт, который нельзя получить по нажатию кнопки. Нужно просто слушать то, что нравится. Скажем, если вам нравится Моцарт, послушайте у него что-то ещё, кроме популярных произведений.
Об очень специфическом
Мы всё еще живем в эпоху постмодернизма, но это не значит, что все изобретено. Еще в эпоху Моцарта думали так же, и Моцарт ничего нового не изобретал, тем не менее он остается одним из величайших композиторов за всю историю музыки. В то же время авангардисты изобрели большое количество музыкальных приёмов, например, алеаторику — это такая техника, при которой музыкальные элементы заносятся в таблицу случайных чисел и каждый раз генерируется новое произведение. Звучит это, конечно, очень специфично.
О естественной популярности примитивного
Поджанры популярной музыки — это чистый анекдот. Скажем, добавили дополнительный акцент на ударных и получили новый жанр. В классике такое незначительное различие бывает между двумя темами в одном произведении, а в поп-музыке это уже повод заявить об изобретении нового жанра. Сейчас образование новых жанров в популярной музыке — это, скорее, маркетинговый ход.
В наше время нет ограничений в распространении музыки: авторам не нужно искать издателя или радиостанцию — можно записать видео и выложить его на YouTube. Сегодня все оценивается настолько, насколько этого заслуживает. Просто аудитория состоит не из утонченных интеллигентов, поэтому примитивные вещи становятся очень популярны. Это естественно, и так было всегда.
О старинной музыке, Моцарте и стилизациях
Так сложилось, что мне больше нравится старинная музыка. Еще когда я была ребёнком, родители отвели меня на концерт, где исполняли композицию XIII–XIV века, кажется, что-то из Гийома де Машо. Я не знала, что это, но осталась в полном восторге. А мама была в ужасе: что это за гадость играют для детей?
Как я уже сказала, я люблю музыку как концепцию и систему. Помню, мы разбирали финал «Юпитера» Моцарта и внезапно выяснили, что Моцарт написал там фугу, которая по своей сложности не уступала фуге Баха. Это было неожиданно, потому что тогда Моцарт у меня, студентки, не ассоциировался со сложными барочными формами.
Из последних эмоциональных впечатлений. Известно, что песня «Аквариума» «Город золотой» заимствована из лютневого сборника средневековой музыки. Я думала, что и другая их песня, «Смерть короля Артура», заимствована из какого-то реального средневекового источника. Но оказалось, что это все же стилизация. Хотя такие заимствования нормальны и не считаются плагиатом в классической музыке.
Подготовил Филипп Черненко
Иллюстрация Сони Коршенбойм