Авторская колонка главного архитектора студии GAFA Architects Андрея Сорокина.
За последние два десятилетия тенденции в архитектуре жилых домов претерпели серьёзные изменения. Курс на честную архитектуру не оставил шанса проектам, которые были созданы 5-10 лет назад, но по каким-то причинам не были реализованы. Те, кто вынужденно запоздал со стартом, пересматривают свои проекты и вносят изменения уже в процессе стройки. И дело не только во вкусах и меняющейся моде. За это время произошли колоссальныеизменения во всех сферах, с которыми имеет дело архитектура: материаловедение, экология, требования по функциональности, комфорту и безопасности. Не последнюю роль играет эстетика формы и архитектура фасадов: новый дом встречают «по одёжке».
В 90-х начале 2000-х годов в моду вошли псевдоисторизм и постмодернизм. Башенки всевозможных форм, яркие декоративные элементы, стилизации под античные дворцы и дворянские усадьбы – таких примеров множество на центральных улицах городов и в частных домовладениях. Часто стилистическое решение будущего дома диктовал заказчик, который на тот момент слабо разбирался в архитектуре, не учитывал международную практику и не рассматривал дом как единство внутреннего и внешнего. Тенденции периода характеризуются как «дорого-богато», и причин их формирования несколько. Во-первых, люди устали от безликих домов эпохи массового панельного домостроения.
Во-вторых, у заказчиков появились средства на собственное жильё и на воплощение любых, даже самых смелых идей. Тучные годы дали возможность строить много и хаотично – такое метание из крайности в крайность. При этом в массовом жилье продолжилась тенденция безликих панелей и отштукатуренных монолитов. Чуть позжеим на смену пришли яркие фасады и кричащие контрастные цвета внешней отделки с той же унылой начинкой.
Как ни странно, на качественный переворот в архитектуре повлиял кризис 2008 года. Он заставил заказчика пересмотреть критерии будущего жилья, задуматься об уместности и экономии. Появились такие понятия, как энергоэффективность и экологичность. Броская архитектура уступила место лаконичным выверенным формам, которые органично вписываются в понятие «функциональный комфорт». Архитектура и интерьеры зданий обеспечивают ежедневные потребности человека и одновременно с этим выражают индивидуальность владельца. Сегодня архитектура намного глубже, осмысленнее, метафоры и образы скрыты внутри, они не кричат о себе с фасадов. Такой подход прибавил работы архитекторам, которые сегодня ищут идеальную форму и кристаллизуют её. Любые ошибки становятся особенно заметными и критичными.
Если говорить о фасадах, то и в них прослеживается стремление к минимализму, использованию натуральных или близких к натуральным материалов. Цветовые решения экстерьеров уходят к естественной, так называемой, «земляной» палитре. В ближайшее время будут популярны природные цвета – терракота, кирпичные, коричневые и бежевые оттенки. Чересчур яркие дома уходят в прошлое: издалека они могут радовать глаз и разбавлять скучную окружающую застройку, но жить внутри таких кварталов некомфортно.
Дома становятся энергоэффективными, а значит особое внимание уделяется утеплению и фасадам. Архитекторы стали реже использовать популярные недавно керамогранит и фиброцемент. Вектор смещается в сторону качества, эстетики и долговечности.
Для жилья разных сегментов выбираются свои фасадные материалы. Панели, вентилируемые фасады, мокрая штукатурка, нанесённая на утеплитель, останутся в комфорт-классе. Натуральные материалы и HPL-панели больше подходят для частной архитектуры и для облицовки зданий высотой до 10 этажей. В фасадных решениях домов бизнес-класса часто используют несколько материалов отделки, которые хорошо дополняют друг друга. Впрочем, сегодня нередки случаи, когда материалы выходят за рамки привычных сегментов.
Нашему архитектурному бюро часто приходится переделывать жилые комплексы, которые задумывались несколько лет назад, ещё без качественной архитектурной проработки, и поэтому сегодня во многом проигрывают конкурентам. Заказчики пытаются исправить ситуацию при помощи современных фасадных решений. Иногда в этом стремлении случаются перекосы, и фасады становятся не более чем элементом маркетинга. Работа сводится к проектированию красивой «одёжки», которая повышает визуальную ценность здания, но никак не отражает его изнутри. Мы как архитекторы с этим боремся, и помогает нам сам покупатель: он становится более искушённым, научился анализировать и сравнивать проекты, оценивать их в комплексе. Конкуренция среди застройщиков не оставит шансов «обманкам». Например, в одном из крупных проектов жилья эконом-класса в Подмосковье, который сильно «запоздал» с началом реализации, мы предложили внести изменения уже в процессе стройки. Специально для проекта был разработан натуральный кирпич ручной формовки – такое решение характерно для более дорогих комплексов. Решение понравилось и заказчику, и покупателям жилья. Уровень проекта вырос, а новые фасады «потянули» за собой другие качественные изменения: было пересмотрено благоустройство территории, функционал общих зон и квартирография. В результате жилым комплексом заинтересовался новый тип покупателей, и продажи пошли.
В целом, современные заказчики строительства, покупатели жилья и чиновники, утверждающие проекты, стали гораздо лучше разбираться в архитектуре и тенденциях. Доступность информации, интеграция России в мировой рынок и стремление к знаниям способствуют повышению планки по архитектуре и качеству проектов. Если раньше покупатели уделяли основное внимание расположению дома и виду из окна, то сегодня этого недостаточно. Всё больший вес приобретают архитектурные решения, качество фасадных и отделочных материалов, отделка от застройщика. Покупатели жилья во всех сегментах интересуются, кто архитектор проекта, имя или название бюро как правило фигурирует в презентационных материалах.
Такая же картина складывается с внутренней отделкой и интерьерами: ушли времена, когда в безликих панельных многоэтажках делали квартиры, больше похожие на Версаль. И, напротив, когда за вычурными фасадами, претендующими на бизнес-класс, прятались неудобные квартиры с плохим качеством строительства.
В будущем продолжится курс на честную архитектуру, когда архитектура и фасады отражают сущность здания, находятся в гармонии с интерьерными решениями и делают здание максимально функциональным и удобным. Архитекторы будут больше работать над формами, искать нестандартные решения и приёмы, которые смогут выделить проект. Среди них – оптический анаморфизм, использование 3D-фасадов, перенос на здания известных художественных полотен, игра со светом. Одним словом, архитекторы будут управлять художественными средствами, борясь с утилитарностью внутренней структуры, создавать ощущение, что здание – абсолютная гармония внутреннего и внешнего. Спрятать коммуникации, технические конструкции, опорные колонны, перекрытия, сохранив чистые линии и идеальные формы, – это задачи для архитекторов будущего. Они ещё очевиднее в период развития smart-технологий и всеобщей диджитализации. Выживут сильнейшие, сумевшие соединить в одном проекте функционал, эстетику и качество.