Детство мимолетно, но герои, выдуманные миры, истории из книг, прочитанных в детстве, каким-то непостижимым образом умудряются находить укромное место в сердце взрослого человека. Помните дворецкого из чудного английского романа «Лунный камень» Уилки Коллинза? Он черпал мужество и решал запутанные загадки из зачитанного до дыр «Робинзона Крузо», и на каждый случай находил оттуда нужную цитату.
Детские книги, написанные мудрыми и талантливыми людьми, помогают разрешать многие взрослые вопросы. Вспомнить того же Карлсона: «Я самый больной в мире человек!» Чем не фраза, чтобы тебя пожалели и не заставляли мыть посуду после трудного дня? А если серьезно, любимые детские книги помогают справиться с застарелыми душевными травмами, которых у каждого из нас полным-полно, преодолевать болезненные обиды, выходить из сложных психологических ловушек. Не только потому что хорошая детская книга всегда настраивает человека на лучшее, а потому что в выдуманном мире человек не связывает себя условностями и ни на кого не оглядывается. Вместе с Питером Пэном можно отправиться в Нигдею и заняться борьбой с пиратами или, наоборот, взять и отождествить себя с капитаном Крюком. И перестать наконец притворяться хорошим, а позволить себе быть самим собой.
Порой, перечитывая детские книги, вдруг замечаешь, что совершенство любимого героя несколько потускнело, а некоторые его поступки и вовсе приводят в оторопь. То, что ты воспринимал в детстве как должное – например, поведение плохой хозяйки пансиона из «Маленькой принцессы», которая отправляет героиню жить на чердак, – теперь представляется возмутительным и невозможным. Или бесконечная охота на несчастных зверей в «Пятнадцатилетнем капитане», которая в детстве казалась проявлением храбрости, – теперь кажется нарушением прав животных. Или телесные наказания в «Капитанах школы Виллоуби» и в «Черной курице», которые воспринимались естественным следствием дурных поступков, – теперь вызывают сомнения в адекватности старинной школьной системы. Персонажи и сюжеты остались прежними, а мы изменились. Диссонанс, который возникает во время чтения детских книг, очень многое может рассказать о нас самих.
Мы попросили наших читателей поделиться книгами, которые оставили след в их жизни. И уже получили несколько отзывов. Мы глубоко признательны тем, кто откликнулся, и надеемся, что эти отклики – не последние. Ждем ваших историй о книгах, которые изменили вашу жизнь.
«Черный красавчик» (Анна Сьюэлл)
С этой книги началась моя любовь к животным. Из-за Красавчика в моем доме теперь постоянно живут несколько собак и три кошки. Даже став взрослой, я часто думаю, что животные, возможно, думают о нас примерно так же, как четвероногий герой этой книги.
И. Новикова, 27 лет, Нижний Новгород
«Капитан Сорвиголова» (Луи Буссенар)
В возрасте 12 лет я перечитывал роман Луи Буссенара «Капитан Сорвиголова», наверное, раз пять. И долго помнил, как начинается эта книга: «Старший сержант, исполняющий обязанности секретаря военного полевого суда, поднялся. В руке у него клочок бумаги с приговором, который он только что нацарапал. Резким и сухим голосом, отчеканивая каждый слог, он прочитал его осужденному...» Из-за этой книги я пошел учиться в военное училище. С тех пор много воды утекло. Пробовал перечитать ее пару лет назад – не то, скучно. Но факт остается фактом, я служу России уже 14 лет из-за этой выдуманной истории про англо-бурскую войну.
А. Доценко, майор РВиА РФ
«Республика ШКиД» (Леонид Пантелеев, Григорий Белых)
Из-за этой книги я решила, что стану педагогом. Я хотела, как Викниксор, работать с трудными детьми. Думала, если у него получилось, значит и у меня получится. За свою долгую учительскую практику всякое бывало, хорошее и плохое, но я ни разу не пожалела, что стала учителем.
Лидия Сергеевна, 61 год, Тюменская область
«Голубая цапля» (Сесилия Джемиссон)
Эту книжку мама читала мне вслух, когда мне было лет пять или шесть. После этого я долго отказывалась ездить в поездах. Да что там в поездах! Даже когда мы с мамой выходили гулять в парк, я крепко держала ее за руку и никогда не выпускала из виду, потому что боялась потеряться, как леди Джейн.
М. Смагина, 24 года, Москва