Дмитрий Михайличенко — руководитель «Института региональной экспертизы»
Из facebook
Вышел очередной рейтинг губернаторов. Хабиров - 18й. С учётом того что он врио - место адекватно его влиянию в корпусе губернаторов. Вот мой комментарий полностью. Составители рейтинга всегда предельно точны в цитировании, но так поступают далеко не все.
Первые два месяца нового года стали настоящим испытанием для врио главы республики Радия Хабирова. С ноября прошлого года 60 тысячный Сибай живет в условиях, близких к экологическому бедствию. Город затянуло ядовитым смогом, а власти и руководство Учалинского горно-обогатительного комбината (входит в Уральскую горно-металлургическую кампанию) не могут оперативно и безболезненно для населения нормализовать ситуацию.
Сибайское ЧП – это конец «медового месяца» для Р. Хабирова. Здесь проявились и коммуникационные ошибки подчиненных, и некачественная информационная политика. Ставка была сделана на маргинализацию протестующих, чья деятельность, по моей информации, действительно подкреплена политтехнологическим вмешательством оппозиционных к Р. Хабирову акторов.
Однако, важнее другое. Реально ситуации в Сибае остается напряженной и прямо затрагивает вопросы безопасности жизнедеятельности. Естественно, она очень сильно беспокоит жителей. В этом контексте информационные посылы властей по принципу «не нужно раскачивать лодку», «не поддавайтесь на провокации» явно ошибочны. Вообще выдвижение в качестве проводников идей Р. Хабирова представителей блогерского сообщества явно неуместно: их аффилированность выявилась очень быстро и подорвала доверие к ним со стороны общественности внутри самой республики.
Безусловно, для Р. Хабирова крайне важно не допустить высокий уровень протестности в республике. Полагаю, ему нужно доказать администрации президента России, свою эффективность как управленца. Как это сделать? При предыдущем руководителе республики Башкирия стала нестабильной из-за спора с «БСК» вокруг шиханов, выросло число протестов, а также наблюдались внутриэлитные трения. С последним из проблемных факторов Р. Хабиров справился кардинальной заменой и почти всех элит (руководитель администрации главы, почти все вице-премьеры, мэр Уфы и т.д.). А вот с другими все гораздо сложнее. Приняв на себя крайне непопулярное, и даже несправедливое решение о разработке шихана Куштау Р. Хабиров отнюдь не повысил себе свой рейтинг. Хуже того, это решение не устраивает влиятельный «БСК», который требует другой, более «аппетитный» шихан. Поэтому образовалась сложная апория, которая пока не выходит на медийный уровень, но, полагаю, еще проявит себя.
Р. Хабирову пока не удалось нейтрализовать протестные настроения в республике. В январском рейтинге протестной активности «Института региональной экспертизы» Башкирия находится на 29-ом месте. Это достаточно средний показатель, который не свидетельствует о том, что республика выработала иммунитет к протестной активности.
Важнейшим сегментом управления для Р. Хабирова остается экономика. На сочинском форуме Башкирия подписала соглашений на сумму свыше 40 млрд. руб. (по итогом 2018 г. аналогичный показатель составил более 70 млрд. руб.). Однако эти соглашения еще нужно реализовать, а в республике ряд журналистов уже провели расследование и утверждают, что нынешние соглашения – это лишь «обновленные» варианты договоренностей предыдущего руководства. Тем не менее, я далек от мысли критично оценивать экономическую политику Р. Хабирова. Потенциал, несомненно, имеется и ближайшее окружение врио ориентировано на системную работу, а о ее результатах говорить пока рано.
Еще одной проблемной зоной является управление городским хозяйством Уфы. На фоне амбициозного и внимательного к своей репутации И. Ялалова, для которого вопросы качественной уборки снега в Уфе стали фактически вопросом чести и компетентности как управленца, нынешний сити-менеджер У. Мустафин проявляет себя весьма пассивно и даже индифферентно в этом вопросе. Качество уборки снега в Уфе скорее ухудшилось, что создает уфимцам дополнительные трудности.
В отчетный период вмещаются и другие интересные события. Р. Хабиров предложил перейти на пятидневное обучение в школе. Предложенная по лекалам московской области инициатива ориентирована скорее на электоральный эффект.
Выдвижение Р. Хабирова от «Единой России» эксперты оценивают неоднозначно. Кто-то говорит о высокой уверенности в себе врио главы республики и желании, таким образом, повысить уровень доверия властей. Кто-то говорит о желании «застолбить» за собой эту позицию и прекратить разговоры о выдвижении альтернативного кандидата от власти. Третьи говорят об угрозе тотальных фальсификаций. Полагаю, сильным ходом руководства республики была бы установка КОИБов (часть которых, учитывая хорошие отношения с руководством московской области можно было бы арендовать у них или у соседних регионов) на 95 % участков.
Подводя итоги, можно сказать, что ахиллесовой пятой Р. Хабирова остается неадекватная информационная политика. Думаю, качественная работа по устранению последствий сибайской ЧП, предполагающая договоренность с крупными промышленниками и эффективная работа по выстраиванию системы управления в республике, несомненно, сыграют в плюс Р. Хабирову.