Сегодня поведаю вам о волшебных свойствах китайского минимализма, который, как нигде, проявляется в иероглифе И ( 一 ),
один, единица, единство, все сущее, с которого начинается любой словарь китайских иероглифов.
«Палка о двух концах» -- это про него, ибо есть начало и конец, а значит и середина.
В принципе, если говорить о каллиграфии в целом, то в ее основе лежит правило «костей и мяса».
Если черта жирная – это значит, что мясо доминирует над костями, если черта «костлявая», значит мясо уже кто-то обглодал, остались одни кости. Отсюда вывод: соблюдайте пропорции, следуйте чувству меры, но, при этом, не забывайте об экспрессии и выразительности при написании иероглифов, ведь они – ваши каллиграфические произведения, которые, как в зеркале, отражают ваш дух и настроение в данный момент времени.
Фиксируйте себя во времени посредством кисти и туши.
Если поместить «И» под горизонтальной чертой и написать ее несколько короче, то получим знак Ся (下 ), низ, вниз, а если над горизонтальной – Шан (上 ), верх, вверх, наверх. Впоследствии, чтобы не путать «И» с иероглифом Эр (二), два, его стали располагать вертикально в виде знака Гунь, (丨 ), который составляет основу иероглифа Чжун (中 ), который, по сути, рисует нам гномон, древнейший астрономический инструмент, представляющий собой вертикальный стержень на горизонтальной площадке и служащий для определения высоты солнца над горизонтом.
Итак, если к единице добавить еще одну черту, получим число Два, затем Три, Четыре и так до середины, до числа Пять, у которого уже иные средства выражения.
Вот такие метаморфозы, друзья, можно совершить одним росчерком кисти. Лао-цзы утверждает:
«Проекция невидимого Д а о есть вектор, знак "один",
Сплошная линия, единая черта... Когда есть единица,
Происходит двойка -- прямое воплощение земли и неба.
Когда есть "два", то происходит третье -- то нечто,
Что рождается между землей и небом.
Лишь "тройка"
Дарит миру бесконечное число вещей, которые несут в себе
И светлое, и темное начала.
Соотношение двух первоначал
определяет всю гармонию и механизм существования»
(道生一,一生二,二生三,三生萬物。萬物負陰而抱陽,沖氣以為和。)
Вот такое минималистское сегодня эссе получилось с максимально глубоким содержанием.
--Alex Goldstein.