Сейчас о Российском ВМФ не пишет только ленивый. И понятно, почему. Планы по обновлению ВМФ, озвученные в нулевых годах, не просто сорваны, но сорваны феерично. А решения руководства ВМФ, мягко говоря, не однозначные.
Вот и пытается неравнодушная общественность разобраться в логике руководящего состава. И предлагает свои решения.
Начнём с того, что количество сорванных программ столько, что замучаешься даже перечислять.
Из надводного состава предполагалось иметь десятки корветов, фрегатов и эсминцев. Ничего такого нет и в помине. А то, что есть, непонятно, отвечает ли требованиям текущего дня.
Судя по тому, что проект кораблей регулярно обновляются, тоже нет.
Модернизация проектов
Так, в железе уже реализованы корветы проектов Стерегущий и фрегаты Горшков. Но вместо серийного строительства предполагается модернизация обоих проектов, сильно отличающаяся от прототипов.
Причём корветы мигрируют в класс фрегатов (20386), а фрегаты (22350М) – в класс эсминцев. И понятно, почему. Корветы 20380 за глаза называли недофрегатами, а фрегаты 22350 недоэсминцами. Пришло время брать своё.
Так что изначально была выбрана неправильная концепция? Похоже, да.
Для чего нужны корветы? Охрана территориальных вод, береговой инфраструктуры, судоходства, морской инфраструктуры (мостов, газопроводов).
А на деле корветы попытались сделать пригодными к использованию в дальней морской зоне за счёт дальности плаванья. Однако ограниченная скорость, ограничения по мореходности и запасам провизии делают эту задумку сомнительной.
На лицо корветы с избыточными функциями, не способные эти функции применять. И, наоборот, с недостатком функций по назначению.
Зато для БМЗ больше бы сгодились что-то на базе МРК 1239 (скоростное на воздушной подушке) и что-то классическое универсальное быстроходное в пределах 1500 т.
Тему эту не раз обмусоливали. Как и многие другие темы. Но попробуем всё же посчитать, какие корабли нужны и где.
Сколько нужно кораблей
Корветы. На Балтике, Чёрном море, Японском и Охотском морях по 6 шт. Итого 18. Сейчас 6. Ещё 6 строится.
На Севере скорее пригодились бы фрегаты (6 шт). И на Чёрном море столько же. Ну и на Тихом океане аналогично. Итого 18. (сейчас 6, ещё 3 строятся). А вот на Балтике фрегаты не нужны. И совершенно не понятно, зачем Неустрашимый и Мудрый базируются в Балтийске, но постоянно гоняются в Средиземку.
Эсминцы. Корабли с водоизмещением порядка 8000 т представляются универсальными. На Севере и Тихом океане по 6 шт. И на ЧФ 3. Итого 15.
Ну и тяжёлые атомные Эсминцы типа Лидер. Честно говоря, выглядят они ненужной экзотикой. Зато могут использовать наработки по атомной установке для новых атомных ледоколов Арктика.
На бумаге картина выстраивается корвет ОВР (1500 т) – фрегат (3500 т) – эсминец (8000 т) – крейсер (16000т).
Однако за корвет ОВР даже разговоров нет. 20386 только строится и будет приличное время проходить испытания. По 22350М началось лишь эскизное проектирование. Газотурбинные двигатели в разработке, верфи модернизируются.
Т.е. кораблей в ближайшем будущем вроде как не ожидается. А корабли нужны.
Что строить сейчас
В разрезе всего сказанного предполагается логичным продолжить серию 20380 на Амурском заводе вместо Каракуртов (всё равно для них задержка с двигателями). Хотя бы ещё две штуки.
Не густо, но хотя бы что-то.
В качестве носителей калибров на ТФ отправить 3 фрегата 22350.
Вот и получится на ТФ 6 корветов и 3 фрегата.
Оба корвета 20385 на Севера к Горшкову. И построить с нуля ещё 3 22350. Итого на СФ 4 фрегата, 2 корвета.
Оба Ястреба на ЧФ. Итого там 5 фрегатов.
На Балтике достроить 2 корвета. И будет их там 6.
Что строить по новым проектам
После чего строим 22350М и 20386, а также корветы БМЗ на воздушной подушке и в классическом исполнении.