Один из основателей строительной ГК «Город» Максим Ванчугов, подозреваемый в хищении у дольщиков 1,2 млрд рублей, вышел из СИЗО под домашний арест. С октября 2015-го, когда Ванчугова взяли под стражу, «Город» обанкротился и потерял все активы.
Братьев Максима и Руслана Ванчуговых, контролирующих петербургскую группу строительных компаний «Город», арестовали в октябре 2015 года. Обоих подозревают в хищении денег дольщиков (1,2 млрд рублей), собранных для строительства трех жилых комплексов «Города» в Петербурге. Максим Ванчугов был помещен в СИЗО, а Руслан — под домашний арест. Оба должны были находиться под стражей до марта 2019 года. Причем представители Следственного комитета России (СКР) настаивали на том, чтобы Максим Ванчугов оставался в СИЗО до июня — тогда, мол, его ознакомление с делом (а в нем 851 том) пройдет быстрее, чем если арестанта выпустить.
Но на заседании суда 27 февраля судья перевела Максима Ванчугова из СИЗО под домашний арест до 2 июня, посчитав, что 43 месяца и 5 суток в изоляторе на стадии всего лишь предварительного следствия — слишком суровое наказание.
«В настоящий момент отпала необходимость в дальнейшем содержании обвиняемого под стражей, поскольку это будет противоречить положениям статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 и части 3 статьи 55 Конституции РФ», — заявила судья.
Впрочем, скорее всего истинной причиной того, что Максиму Ванчугову заменили содержание под стражей на домашний арест, является то, что у него вышел срок годности обоих заграничных паспортов. То есть теперь маловероятно, что он скроется от следствия за рубежом.
Операция «Фининвест»
Группу компаний «Город» Руслан и Максим Ванчуговы создали в начале 2000-х. В 2009 году «Город» приобрел участки для строительства трех жилых комплексов: «Прибалтийский» (в Красносельском районе Петербурга, практически на берегу Финского залива), «Ленинский парк» и «Морская звезда». Продавать квартиры в них начали в 2011 году, когда для домов еще только рыли котлованы.
Братья собрали с дольщиков 7 млрд рублей. Деньги аккумулировались в банке «Фининвест», 33% которого принадлежали Максиму Ванчугову.
Первые дома должны были сдать в 3-м квартале 2013 года. Однако дальше заливки фундамента дело не пошло. В 2013 году дольщики, а их набралось более 4 тысяч человек, организовали несколько протестных акций. Митинги проходили как санкционировано, так и без разрешений.
К депутату со спецназом
Ванчуговы уверяли, что стройка идет по плану, но это не убеждало ни дольщиков, ни Смольный. В конце концов, работой «Города» заинтересовалась прокуратура. В мае 2015 года она провела проверку по факту хищения денег, собранных у дольщиков ГК «Город». По части суммы братья Ванчуговы смогли отчитаться: средства потрачены на проектирование, закупку оборудования, стройматериалов, заливку фундамента, зарплаты рабочим и менеджменту. Оставалась невыясненной судьба 2,09 млрд рублей. И не было ответа на главный вопрос: если деньги дольщиков потрачены целевым образом, то почему стройки стоят?
Ответа на этот вопрос у братьев не было. В 2015 году суд признал «Город» банкротом, его участки отдали другим компаниям. Часть объектов уже ввели в эксплуатацию, а участки из земельного банка ГК «Город» проданы с аукционов в счет погашения долгов компании.
В октябре 2015-го правоохранители пришли за братьями-строителями. Вот только задержать их сразу не смогли. Руслан и Максим спрятались в общественной приемной третьего брата — депутата Государственной думы от партии «Справедливая Россия» Романа Ванчугова. Через 22 часа переговоров со спецназом Руслан и Максим все-таки покинули свое убежище и отправились в суд, где Максим Ванчугов выступил с заявлением, что его задержание — не что иное, как политический заказ, направленный на его брата-депутата.
Так это или нет, но на выборах в Госдуму в 2016 году Роман Ванчугов в партийные списки действительно не попал.